Место силы Натальи Скидан

О себе

Мне 49 лет. Своего полувекового возраста не стеснюсь и не боюсь. Он позволяет иначе оценивать многие жизненные моменты, дает право делать выводы с чуть меньшей степенью погрешности, чем это было в юности, учит быть менее категоричным.

О выборе профессии

Не я выбрала профессию, а она меня. Пока училась, даже никогда не задумывалась, хочу ли я выйти к школьной доске не только для решения задачи. А в конце 10 класса мой учитель литературы Вера Борисовна Ганжа спросила, не хочу ли я попробовать поступать в пед. Попробовала. Поступила. Окончила. С 1994 года ни разу этой профессии не изменила. Даже в мыслях. Мне кажется, что я ничего другого делать не умею. Насколько у меня все выходит хорошо ли плохо, судить не мне, а моим ученикам и их родителям. Я делала и делаю всегда все искренне, по-настоящему. Этому меня учила мама: делай так, чтобы потом никому не пришлось за тебя переделывать.

Учительское становление прошло в сельской школе — в селе Решеты Кочковского района. Школа в селе – особая аура, совершенно другие отношения между коллегами и учениками. Там учитель не небожитель, нет, поскольку, как и все, топит печь и выгоняет поутру корову, но он знает какой-то секрет преображения в мудрого советчика, талантливого актера, напористого организатора. С этой школой у меня связано 17 лет. Там было все: школьные огороды и турслеты, литературные гостиные, на которые приходило по полсела и душевные посиделки после уроков, настоящие колядки с обходом соседей и Масленица с блинами. Были и участия в различных образовательных событиях, по тем временам немыслимые и совершенно дерзкие для обычной сельской школы: образовательная выставка «УчСиб» (мы дважды участвовали, имели золотые и серебряные медали), международные дистанционные конкурсы (дети-победители летали в Москву).

Фото из архива Н.Скидан

Так что настрой, что учителю все по плечу, я получила именно там, в Решетах. И с этим настроем вернулась в 2011 году в родной Искитим.

Я много лет (с 1996 по 2017) работала замом по учебно-воспитательной работе. Сегодня в образовании появилось понятие тьюторства. Мне кажется, что я, будучи замом, всегда смотрела на то, что происходит в школе, с позиции тьютора. Административная работа в свое время научила меня понимать, что учитель – профессия стратегическая, что нужно видеть намного дальше одного урока, одного классного часа, одного конкурса. Административная работа дала возможность адресно реализовывать проекты, которые «приходят сверху», а еще те, которые ты «нарыл» для себя, своих детей и коллег, чтобы жизнь не казалась пресной. А пять лет назад ощущение собственной полезности и понятной результативности в административной работе стало каким-то размытым, сознательно ушла из административной работы, сменила школу.

О классном руководстве

Еще со школьных времен это аксиома: учитель — чей-то классный руководитель. Но нынешнее классное руководство пришло «случайно». На момент начала учебного года в новой школе свободного классного руководства не было. А вот 5 сентября один из учителей ушел. «Подвешенный класс» предложили мне (пару уроков русского я в этом классе уже провела, и, еще не зная, что класс остался «сиротой», заметила, что здесь как-то сразу задалась атмосфера). А если честно, то «свой» класс – это место силы, даже когда что-то не идет. Трудно словами объяснить, почему ты выбираешь классное руководство. Но это точно не из-за дополнительной оплаты.

Фото из архива Н.Скидан

О повышении квалификации

Мы в образовании говорим сегодня о компетентностном подходе: «не ради сертификата, а полезности для…»   Если я понимаю недостаточность своих компетентностей, вижу знаниевые дефициты, то ищу способы закрытия этих дефицитов. Большая часть этих дефицитов – детище стремительного меняющегося мира: подростковая травля (была всегда, но сегодня это больше, чем дразнилки и поддевки из памятного детского фольклора), деформация семейных отношений, реальное и виртуальное взаимодействие подростка и мира вокруг, выбор профессии в ситуации профессиональной неопределенности. Поэтому форма ПК часто самообразование, дистанционные курсы (платформа «Яучитель» предлагает отличные курсы, разбитые на удобные модули; сам выбираешь скорость освоения и, кстати, получаешь свидетельство о прохождении курсовой подготовки (пошла там курсы по организации образовательной среды, по работе с трудным поведением, по буллингу); на платформе «Просвещение» тоже даются достойные по содержанию материалы (прошла курсы по социальному проектированию).

Не скрою, люблю разные «образовательные тусовки», где мое место внимательного слушателя и искреннего участника всегда в первом ряду. Чужой интересный опыт – очень действенный инструмент повышения своих компетенций не только через узнавание нового, но и через осмысление того, что умеешь и делаешь сам. Когда-то это был «УчСиб» и его выездные школы (Алтай, Байкал – но это далекое начало 2000-х: 2007, 2009). Потом долгие годы мы дружно ездили по районам области с «Ассоциацией участников педагогических конкурсов Новосибирской области». В 2020 году стала участником лаборатории «Розетки» в Новосибирске. Кстати, поездка на Форум классных руководителей — тоже классное место для повышения квалификации (форум продолжает жить на виртуальных площадках Вк, Телеграм, Инстаграм).

Фото из архива Н.Скидан

О дистанционке

Те, для кого это уже третий заход на дистант, работают достаточно ровно. Мы научились (или почти научились) дозировать задание таким образом, чтобы это было посильно и детям в выполнении, и нам в проверке. Онлайн-инструменты в работе стали привычными: по спине не бежит пот во время занятий в зуме, руки предательски не холодеют, если забыл, как включить демонстрацию экрана или кто-то начал во время твоей презентации расставлять смайлики по рабочему полю. Совершенно ушли в прошлое «левые подключения» с хамством и намеренным срывом занятия.

Дистанционка очень точно расставляет маркеры: кто учится для себя (и тогда есть честное и самостоятельное выполнение заданий, четкое соблюдение дедлайна, корректное взаимодействие с педагогом; такой ученик и об отсрочке или несвоевременном выполнении задания договорится, и уточнит непонятую тему, и спросит дополнительное задание), а кто для визуализации «успеха» (заядлые троечники вдруг выполняют сложные тестовые работы на «отлично», присылают сочинения – зачитаешься!).

Роль родителей в обучении детей очень важна. Если родитель принимает образовательную деятельность своего ребенка как важную составляющую часть сначала детской, а потом и взрослой жизни, он помогает ребенку научится принимать трудности обучения как вполне преодолимую преграду и подсказывает пути преодоления этих трудностей: организуй рабочее место, распланируй время и др. «Помогать с домашкой» — не выполнить за него, а проконтролировать выполнение. Если необходима помощь – помочь, а не сделать самому. Я все о тех же сочинениях из-под пера мам и старших сестер: молодцы, душу отвели, писали и сами радовались, как у них все стройно выходит. И не задумались о том, что за них-то в свое время мамы не писали. Они сами рыдали над нескладными предложениями, сами со страхом открывали испещренные красными записями тетрадки. И именно потом научились складно говорить и писать. Так почему же эти родители лишают своих детей удовольствия от ощущения легкости владения словом?!

Фото из архива Н.Скидан

О границах обязанностей

Сегодня все чаще стали задаваться вопросом — где границы между обязанностями учителя и родителя в образовании школьника?В этом вопросе как при деепричастном обороте: если в середине предложения, то с двух сторон (четко договариваемся об общих требованиях, уважаем друг друга и ребенка; учитель обеспечивает образовательную составляющую, родитель поддерживает его требования, трудные вопросы любого характера сначала обсуждает с учителем; противоречия взрослых решаются между взрослыми); если деепричастный оборот (ребенок) стоит в начале или в конце предложения, значит оставшаяся часть предложения все равно не нарушает структуру обособленного обстоятельства – работает на его целостность. Грамматические ошибки исправить можно. Ошибки воспитания – еще вопрос…

О вейпах

Безусловно, шаги со стороны государства и общественности должны быть предприняты. Да, конечно, нужно ужесточение мер, но не к школам (отчитаться о проведении профилактических мероприятий), а к распространителям. Как? Наверное, нужны какие-то законодательные акты об отнесении смесей для парения к какой-либо категории вредности, запрет на парение в общественных местах. Нужно общественное порицание этого явления, а вот этого нет, к сожалению. Нужна грамотная действенная информация о последствиях. В школы должны идти специалисты (медики, наркологи). Классный час от учителя – это же опять на уровне «что такое хорошо, а что такое плохо». Сама готовилась к классному часу – материалов по рекламе и разнообразию средств, по способам самостоятельного изготовления устройства во много раз больше, чем серьезных ДОСТУПНЫХ по содержанию, при этом действенных по эффекту («А, я понял») материалов. И рекламные материалы – это просто загляденье!

Но все эти «нужно» — это симптоматическое лечение. «Излечим» вейпы – возникнет что-то еще. Проблема глубже. Она в деформации отношений «взрослый – ребенок». Доверие, которые сейчас прикрываются многие родители (я ребенку доверяю), прикрытие зияющей пустоты в отношениях: не знаю, не хочу знать ничего о его проблемах. Родители сегодня по закону являются участниками образовательных отношений. Но многие ли из них являются педагогически зрелыми? Современное взрослое сообщество часто занимается профанацией внимания к проблемам ребенка-школьника. Родители готовы следить за питанием в школьных столовых («мой ребенок это не ест»), а в домашнем питании отдают предпочтение заказанным суши, а не овсяной каше на завтрак; готовы много голосить об ущемлении права на каком-то конкретном уроке, а сами даже не советуются с ребенком в выборе для него секции и даже вуза. Все это, конечно, частные случаи. Мне кажется, что практика Сухомлинского, когда воспитание ребенка начинается с воспитания родителя, сейчас как никогда актуальна. Жаль, что очень большая часть родителей считает, что наличие записи в паспорте в графе «Дети» делает их педагогически состоятельными.

Фото из архива Н.Скидан

О предназначении учителя

Не навредить. И попытаться оградить от вреда тех, кто по «должностным обязанностям» оказался рядом с тобой. А еще учительство входит в подкорку, и ты начинаешь ко всему, что видишь вокруг, относиться с позиции: помочь, посоветовать, поддержать, удержать. Моя дочь Полина часто говорит: «Мама, выключи учителя».

А вообще на правах того самого полувекового опыта все чаще говорю себе ставшие достаточно расхожими слова: «Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого». И очень хочется именно это воспитать в тех, кого выпало учить.

Фото из архива Н.Скидан
Редакция

Последние новости

Большие деньги планирует получить Новосибирская область из федерального бюджета

Сегодня состоялась очередная сессия регионального парламента. Перед рассмотрением проекта бюджета Новосибирской области на 2025 год…

21.11.2024

Получил срок и остался без автомобиля нетрезвый водитель в Новосибирской области

Еще один пьяный водитель наказан в Новосибирской области. Суд вынес решение по делу о вождении…

21.11.2024

Танк Героя России из Новосибирска заменил колонну техники

Герой России танкист Рустам Хасанов побывал в Искитиме, познакомился с продукцией, которую выпускает для фронта…

21.11.2024

Большая техника для бескрайних полей: нацпроект поможет ускорить обслуживание машин для аграриев

Новосибирский дилер сельскохозяйственной техники «Техпромторг» стал участником национального проекта «Производительность труда». Компания усовершенствует услуги сервисной…

21.11.2024

О бесплатной газификации рассказали садоводам Новосибирской области

Представители Росреестра и Роскадастра Новосибирской области провели консультацию для садоводов региона по вопросам социальной газификации…

21.11.2024

Поблагодарили двух школьников за помощь дворнику в поселке Линево

Школьники в выходной день вышли играть во двор. И очистили от снега тротуар у дома,…

21.11.2024