Чеченец по национальности, казахстанец по месту рождения, строитель БАМа, настоящий отец не только для своих двух детей, но и для сотен ребятишек, которых он за свою жизнь обучил борьбе самбо, истинный патриот, честный и справедливый человек… Всё это он — житель Искитима Абумуслим Нажмудинович Талхигов. Дмитрий Николаевич — как его часто называют для простоты. Однажды, еще в молодости, ему сказали: имя Дима тебе бы подошло. А отца уже все величали дядя Коля.
Семья Талхиговых в середине прошлого века была выслана из Чечни в Казахстан по указу Сталина о депортации чеченцев и ингушей. Даже сейчас, спустя 70 с лишним лет, реальные ее причины не установлены. В ходе переселения погиб каждый четвертый человек, подвергшийся депортации.
Зара и Нажмудин Талхиговы обосновались в городе Лениногорске Восточно-Казахстанской области, который стал второй родиной. Здесь родились шестеро детей, старшим из которых стал Абумуслим, здесь умерла маленькая дочка, здесь остались лежать в земле близкие. Поэтому, наверное, и не смогли они вернуться в Чечню, когда это стало возможным.
Супруги работали в шахте: глава семьи был горняком, его жена — откатчицей. Они не сетовали на судьбу, они сами ее строили, как и было заведено в семье Талхиговых, честно, добросовестно и с душой, думая в первую очередь о других, а потом уже о себе. Отец всегда учил детей: можешь помочь кому-то — делай, не можешь — честно об этом скажи, тогда и душой не придется кривить. За это и уважали Талхиговых.
Абумуслим с детства увлекся спортом — вольной борьбой. Когда окончил школу — ушел в армию. Служил три года на Дальнем Востоке. Там невольно и занялся самбо — нужно было отстаивать честь дивизии, а из солдат только он когда-то занимался борьбой, пусть и вольной. Но самбо запало в душу, прежде всего, потому, что учило не нападению, а обороне, требовало хорошей физической подготовки, знаний стратегии и тактики.
После армии устроился в органы внутренних дел, был в Лениногорске сначала рядовым милиционером, затем старшим уполномоченным уголовного розыска. Здесь Абумуслим впервые выступил в роли тренера — обучал коллег, а потом и их детей борьбе самбо. Тогда же разработал свой кодекс, своеобразную клятву борцов самбо на основе общепринятых и собственных понятий о чести и достоинстве: не применять приемов самбо для нападения, быть честным и скромным, всегда говорить правду и бороться с несправедливостью, обманом и злом. И этим принципам он остался верен сам, им обучил своих детей и воспитанников. И учит до сих пор.
Но жизнь так распорядилась — уволился из органов, устроился в местную строительную организацию, а в 1984 году получил молодежную путевку на БАМ.
К этому времени он встретил свою судьбу — Наталью. Родители выбора сына не одобрили, да и мама девушки сомневалась: всё-таки разница в культуре, менталитете… Тогда Абумуслим позвал Наталью с собой на БАМ. Поехала посмотреть, что там да как, но осталась вместе с избранником на многие годы. Уже там, в маленьком поселке Северомуйске, сыграли свадьбу.
Сказать, что поселок маленький – не сказать ничего. Среди гор – палатки, в которых сразу по две-три семьи жили. Это позже появились общежития, да и то в каждой комнатке – по нескольку человек. Молодоженам Талхиговым выделили целую комнату – по тем временам невиданная роскошь. Квадратов столько, что разместились одна кровать и пианино. Жена с только родившейся дочерью спали на кровати, супруг – на полу, остальные вещи, прибывшие контейнером, просто складировались, как уж получалось. Но бытовые трудности не пугали. Отец еще говорил: берешься за дело – делай добросовестно и до конца.
Сейчас Талхиговы вспоминают: счастливое было время. На автобазе, где устроился Абумуслим, народу много, все – разных национальностей, о некоторых он даже не слышал. Ехали самые смелые, самые активные со всех уголков Советского Союза. И при этом криминала не было вообще. Двери в общежитии вставлялись без замков – и ни одной кражи. Зато когда праздники справляли, то всем миром. Во дворах столы расставляли, делились друг с другом.
— На севере особые отношения, — говорит Абумуслим Нажмудинович. — Праздники — всем поселком, проблемы – только сообща, а иначе нельзя. Это север! Представьте: минус 60 градусов на улице, колесо лопается, а вокруг на 200-300 километров никого. Тогда остается ведь только снимать покрышки и жечь их, чтобы хоть как-то согреться. Если вовремя водитель на автобазу не приехал — сажусь на Урал и еду искать. Всегда вовремя поспевал. Многие не выдерживали — уезжали, а мы с женой 30 лет отработали.
Наталья устроилась в местный дом культуры «Тоннельщик» и стала организатором всех праздников и мероприятий для детей. А Абумуслим как-то пришел в спортивный зал и удивился: нет секций борьбы, вообще никаких. Пошел к парторгу, тот идею создания секции самбо поддержал. Уже совсем скоро прошел набор первых ребятишек, а спустя несколько лет северомуйская школа самбо начала греметь не только по всей Бурятии, но и по всему СССР.
Как-то возвращался в свой поселок на поезде и заприметил батюшку: молодой, статный, с крестом поверх рясы. Вместе вышли на станции, и тут батюшка растерялся. Северная привычка друг другу помогать не дала Абумуслиму пройти мимо. Подошел, поинтересовался: батюшка, вы к кому. А тот спрашивает: где у вас гостиница? Гостиницы тогда не было, вот и пригласил приезжего к себе. Познакомились — отец Виталий приехал установить поклонные кресты вокруг поселка. Попросил помощи: сначала вместе с Абумуслимом объехали поселок вокруг, выбрали холмы, потом установили прибывшие красивые поклонные кресты. Батюшка проводил после этого службы, крестил людей. Кто-то и спросил: а почему мусульманин помогал вам кресты устанавливать? Отец Виталий ответил: Бог един! А вы должны молиться за этого человека, он бескорыстно помог в таком благом деле.
«Обрусел», — сказала мама, когда он приехал домой в отпуск и начал рассказывать о жизни, чередуя чеченские и русские слова. Абумуслим согласился — нельзя забывать о своих корнях. Он и старался не только сохранить чеченские традиции, обычаи, но и привить их своим детям: Ирине и Тимуру. Жена Наталья научилась готовить блюда из чеченской кухни. Любимые всей семьей жижиг-галныш (длинные галушки, вареные в бульоне, с мясом и приправой) и чепалгаш (лепешки с творогом и тыквой). Но самым фирменным блюдом всегда были шашлыки по особому рецепту. Абумуслим открыл секрет: мясо на 15-20 минут заливается концентрированным молоком из жестяных банок. Шашлыки получаются мягкими и сочными.
— Всей семьей мы танцуем лезгинку, — рассказал Абумуслим Нажмудинович. — Как-то еще на БАМе был фестиваль национальных культур, мы с женой и сыном в национальных костюмах танцевали лезгинку. Помню, свет был приглушен, зал замер, потом, когда закончили, встал и стоя аплодировал. После говорили: «У вас из-под кинжалов искры летели, будто вы реально сражались». По сюжету танца мы с сыном, будто два соперника, а жена — девушка, которую каждый из нас хочет завоевать. В результате мы сплелись в бою, а потом девушка бросила платок между нами – значит, мы должны разойтись, но не врагами: такой закон. У нас справедливые законы, я не приемлю только один — закон кровной мести.
Уже в начале нынешнего века жителям Севера, отработавшим более 15 лет, начали давать жилищные сертификаты. Талхиговы ими и воспользовались: так они переехали в Искитим. Казалось бы, пора на пенсию, но сидеть без дела никто из них не привык. А потому Наталья Константиновна начала работать в системе образования города, а Абумуслим Нажмудинович занялся любимым делом — воспитанием самбистов.
Именно воспитанием, ведь обучить приемам самбо — лишь малая задача, нужно, чтобы мальчишки стали настоящими мужчинами, примером для всех своих сверстников.
— У меня в секции — ребятишки самых разных национальностей: армяне, дагестанцы, русские, таджики, украинцы — но все они мои дети, я несу за них ответственность, — рассказал Абумуслим Талхигов. — Для меня важно, чтобы мои дети знали историю России, поэтому я регулярно провожу специальные лекции, на которые приглашаю сотрудников полиции, ГИБДД, ветеранов Афганистана. Мальчишкам нужны реальные примеры мужества, служения Родине. Мы ходим к ветеранам Великой Отечественной войны, помогаем им по хозяйству. Каждое 9 мая организованно возлагаем цветы к мемориалам. Устраиваем выставки оружия, работаем в тесном сотрудничестве с ветеранами воздушно-десантных войск, а в последние годы — с межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр таджикистанцев». Руководитель его — полковник, ветеран Афганистана Исраил Шарипов, человек преданный самбо, и у нас общие цели — воспитывать детей в духе межнационального единства и патриотизма. Я горжусь своими детьми! Может быть, они не станут чемпионами, но вырастут здоровыми людьми, честными, справедливыми и образованными.
Наталья Кривякина, фото из архива Абумуслима Талхигова
P.S. Абумуслим Нажмудинович Талхигов награжден медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали», «Почетный донор России», «80 лет НСО», «100 лет Вооружённым силам РФ», «Верность десантному братству», «75 лет Победы в Великой Отечественной войне», «90 лет Воздушно-десантным войскам», памятным знаком «За патриотическое воспитание», орденом «Афганская слава», а также множеством грамот и благодарностей Хурала Бурятии, администраций Искитима и Искитимского района, Законодательного собрания НСО и других.
В очередной раз участницы женского клуба «Будь в ресурсе» Кадрового центра «Работа России» города Искитима…
Участники отметили, что в условиях информационной войны важно укреплять межнациональный мир, культуру, согласие и духовно-нравственные…
В Новосибирской области создана программа, направленная на развитие автомобильного туризма. Она включает в себя создание…
В зале заседаний администрации Искитима прошло очередное заседание межведомственной комиссии по вопросам противодействия нелегальной занятости…
О выделении 23,6 млрд рублей на строительство Восточного обхода в ближайшие четыре года рассказал депутатам…
В Виртуальном концертном зале историко-художественного музея Искитима прошел первый публичный показ музыкального произведения. Зрители смогли…