Фото Натальи Кривякиной
Всего-то и нужно было — решиться. А потом из восточного Казахстана махнуть в Амурскую область в маленький поселок Тындинский, чтобы стать частичкой истории большого проекта Байкало-Амурской магистрали, а короче БАМа. Именно так и сделал житель Искитима Василий Бородулин.
Василий Георгиевич всю жизнь работал шофером, начинал еще в Казахстане, где провел детство и юность, где женился и нянчил первую дочку. Там и услышал о начале строительства БАМа.
Первым уехал начальник отдела эксплуатации автобазы, где тогда трудился 32-летний Василий, за ним следом еще двое парней. Они-то и написали на родину: устроились, работы много, платят хорошо.
Тогда и Василий Бородулин решился. Говорит, хотелось испытать себя, да и материальное положение семьи поправить. В 1975 году он приехал в маленький поселок Тындинский, который очень скоро стал городом Тында и был провозглашен «Столицей БАМа».
Василий Георгиевич был в числе первых на месте будущей Тынды. Тогда здесь, в стороне от маленького поселка, стояли четыре строительных вагончика, их называли «восьмерками», то есть на 8 человек, и один щитовой барак.
Вход располагался посредине вагончика, где стоял котел, в обе стороны от него были маленькие помещения, напоминавшие обычное купе поезда. Мест часто не хватало и спали прямо на полу.
Зимой, а температура там опускалась до 50-52 градусов со знаком минус, котел топился дровами, угля не было, поэтому тепло в помещении было только пока он горел. Как все засыпали и дров подкинуть было некому, в вагончике начиналось резкое понижение температуры. Бывало такое, что ночью волосы примерзали к стенке «восьмерки». Уже позже поставили электрообогреватель, работавший от небольшой переносной электростанции. Легче стало только когда провели первую ЛЭП и электричества стало в избытке.
Летом в тайге была другая напасть — гнус. Слепни, оводы, мошка… Специальные мази от комаров часто не спасали. Приходилось ходить в плотной одежде и специальной шляпе с сеткой, какие делались для пчеловодов.
Фото triptonkosti.ru
Кушали первые БАМовцы в котлопункте, где было организовано что-то вроде столовой, а когда освоились, уже в магазине консервы покупали. Так и жили. Трудно? Да! Но царило такое воодушевление, такой энтузиазм, что на какие-то бытовые мелочи просто не обращали внимание.
Первые два месяца в Тынде будущие шофёры строили площадку для автопредприятия: рубили деревья, раскорчевывали территорию, отсыпали сначала скальной породой, потом гравием. Это было необходимо, ведь места там топкие, болотистые. Однажды на строительстве дороги от поселка Тындинского к будущей автобазе бульдозер провалился в одну из топей. Водитель выбрался, а машину не смогли вытащить. Месяца за три бульдозер полностью скрылся в этой зыби.
Как подготовили площадку построили контору, появился директор и главбух, а уж потом еще бокс для машин. Строили быстро из каркасных щитов. Тогда уж и машины пришли, в основном, все импортные.
Василию достался бортовой «Магирус» из ФРГ грузоподъемностью в 16 тонн. Мощная машина, но прежде чем садиться за руль пришлось переучиваться — управление было совсем другим. На этой технике пришлось работать многие годы. Возил грузы в Сковородино и Невер на восток и на север до Нерюнгри. В последнем шла добыча угля. Как начал туда гонять, отвозить груз, в обратный путь грузился углем. Эти рейсы помогали пережить морозы.
Зимой основная задача была по «зимнику» доставить стройматериалы, технику и другие грузы к месту строительства очередной станции на железной дороге. Летом по бездорожью было просто не проехать — сплошные болота, вот и нужно было успевать зимой. А с первым теплом уже шли укладчики, строители и километр за километром строили дорогу. Кувыкта, Хорогочи, Ларба, Лопча, Чирчи…
Поселок рос, развивался, появлялось все больше и больше вагончиков, мужики стали привозить жен. Семьям отдавали все купе, остальных расселяли по другим «восьмеркам». Василий Георгиевич вспоминает, возвращаешься поздно из рейса, а в вагончике уже мест нет, говорят, топай, ночуй в машине. Бывало и такое.
Уже через год после приезда в Тынду Василий перевез к себе и свою семью: жену Галину и маленькую дочку Татьяну. И им также дали отдельное «купе». Но прежде Василий набрал досок на пилораме, обшил вагончик и утеплил полы, построил кирпичную печку.
Дочку укладывали на верхнюю полку, сами — на нижних. Но четвертая полка практически никогда не пустовала. Сначала к ним приехала сестра Василия, затем племянница. Они довольно быстро нашли работу — на БАМе строилась вся инфраструктура и нужны были специалисты различных профессий.
Много интересных, а порой и страшных историй пришлось пережить. Два раза столкнулся с «хозяином тайги». Однажды ехал на своем «Магирусе» и прямо перед машиной вышла медведица, встала на задние лапы, передние вскинула, словно пытаясь его остановить. Что делать? Остановился, подождал какое-то время, потом решил потихоньку продвигаться вперед, но в это время из кустов вышел медвежонок, перебежал дорогу, а следом за ним — еще один. Тогда и медведица ушла с проезжей части вслед за малышами.
Второй раз было страшнее — ехал с другом на отдых на «Ниве», когда на них вышел огромный медведь. Василий понял: остановится, медведь на них кинется и, скорее всего, машину помнет. А до города 100 километров, не пешком же потом возвращаться? Потихоньку двинулся на зверя, а он — не уходит. Когда метра два до медведя оставалось, он посторонился и машину пропустил.
А однажды на «Магирусе» чуть не утонул. Тогда переправлялись вброд колонной автомашин через небольшую речушку. Вроде бы мелко. «Урал» прошел, а «Магирус» чуть съехал, его подхватил поток и начал все больше утаскивать на глубину. Василий Георгиевич выбрался на верх кабины, вцепился руками за края да так и застыл. Плавать он не умел, так что и пробовать не стал, хотя до берега было всего четыре метра. Повезло, что водитель «Урала» был хорошим пловцом: схватил трос и ушел под воду, как-то сумел зацепить «Магирус» и уже лебедкой машину начали вытаскивать. Позже мужики шутили: со стороны казалось, что Василий сидит на воде, ведь от грузовика на поверхности ничего не осталось.
Строительство БАМа шло быстрыми темпами, и уже в 1979 году первый поезд из Тынды отправился в Москву, а в 1984 году по маршруту Тында — Москва отправился скорый пассажирский поезд.
Фото triptonkosti.ru
На тот момент Василий Георгиевич перешел работать уже на железную дорогу. Сначала был кондуктором, потом приемо-сдатчиком. А в 1989 году случилась беда — инсульт, в результате которого мужчина оказался нетрудоспособным.
В 1984 году в городе состоялся слёт Всесоюзных ударных комсомольских отрядов (СВУКО), была начата застройка нового микрорайона девятиэтажными домами, а в 1986 году в эксплуатацию были сданы четыре шестнадцатиэтажных жилых дома. В одном из них квартиру получил Василий Бородулин с семьей.
В 90-х годах Василий георгиевич получил субсидию, правда в сумме только 70% от положенной — не был выработан стаж. Он купил квартиру в Подмосковье, а на тындинскую его заставили написать дарственную в пользу администрации города. Позже только узнал, что возвращать нужно было муниципальное жилье, а если в собственности — нет.
Такое условие ставилось многим. Кое-кому удавалось опротестовать в суде дарственную, но Василий Георгиевич опоздал по срокам, так и оставил квартиру.
В Орехово-Зуево супруги Бородулины прожили недолго. Жена спустя какое-то время заскучала по дочерям. Поехали обратно в Тынду, а в 2007 квартиру в Подмосковье продали и переехали в Искитим, рядом жилье купили и их две дочери. Супруга Василия Георгиевича ушла из жизни, но дочери отца часто навещают, собираются и вспоминают БАМовское прошлое, которое стало частичкой большой истории страны.
Ранее мы писали:
Вступил в законную силу приговор в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Архипова.…
На территории Легостаевского сельсовета вот уже двенадцать лет помогает людям, нуждающимся в поддержке, социальный работник…
Соревнования собрали более 250 участников, включая военнослужащих, сотрудников силовых ведомств, ветеранов и юных спортсменов.
Комплексный центр социального обслуживания "Вера" Искитимского района возглавил рейтинг организаций социального обслуживания Новосибирской области. Члены…
Семьи Новосибирской области могут получать ежемесячные выплаты на ребенка до трех лет из средств материнского…
С начала года в Новосибирске выписано более 15 тысяч штрафов за использование телефона за рулём.…