Сегодня наш рассказ о баянисте, хормейстере, мастере народных инструментов Викторе Звягинцеве из села Тальменка.
Почти 40 лет Виктор Гаврилович руководит народным хором русской песни «Тальменушка», известным далеко за пределами не только района, но и Новосибирской области. Коллектив неоднократно становился лауреатом Международного Маланинского конкурса-фестиваля и «Играй, гармонь» братьев Заволокиных. Виктор Звягинцев удостоен многочисленных наград за свою творческую деятельность. Его имя и фотография есть в сборнике «Гармонисты России».
Страсть к музыке появилась с детства. «Когда я был маленький, ходить только научился, — вспоминает Виктор Гаврилович, — родители на свою беду зашли в магазин, где я увидел детскую гармошку и закатил истерику. С деньгами было туговато, родители последние собрали и купили мне ее».
В то время по улицам степного Славгорода, где жила семья, гоняли вечерами скот, пастухи играли на рожках. Маленький Витя потихоньку шел за пастухом и «играл» на палочке, воображая, что это дудочка.
Большую тягу к музыке почувствовал, став старше. Но в музыкальную школу 13-летнего подростка не приняли. Родители схитрили, записали младшего Володю, который по годам подходил. Вместо него учиться пошел Виктор. В конце первого полугодия, во время экзаменов обман раскрылся. Талантливого паренька решили оставить, так как учился на пятерки и хорошо играл на баяне. Позднее в школу записались младшие братья.
После окончания музыкальной школы Виктора приняли баянистом в Дом культуры. Начал работать с хором.
Как-то трио баянистов братьев Звягинцевых пригласили на запись праздничного концерта в Барнаул. Молодой музыкант обратил внимание, что когда хоры стоят на одном месте, это смотрится скучновато.
«А там, где есть движение, элементы танца, певцы переходы делают, это интересно, — делится наблюдениями хормейстер, — я применил такую практику с нашим школьным хором».
В восьмидесятом году семья Звягинцевых переехала в Тальменку.
Музыкант работал в сельском доме культуры, преподавал в школе искусств по классу баяна. Организовал детский духовой оркестр. «Я дирижировал, но неграмотно, — самокритично замечает Виктор Гаврилович. — Мне хватало природных знаний и умений, школьного образования, чтобы удачно получалось. Наш оркестр славился, мы много выступали. Специалисты увидели и сказали: «Что он там машет?» Непрофессионально. Но дети-то мои махания понимали». Надо было учиться навыкам работы дирижера: то, что музыкант-самородок чувствовал интуитивно, что было заложено природой, развивать дальше, привести в систему. В 1985 году окончил Новосибирское культпросветучилище.
Когда стал руководить хором русской песни «Тальменушка», применил удачный опыт движения на сцене поющих артистов. Благодаря этому коллектив приобрел свойственную только ему самобытность.
«Мы не только поем, мы не стоим на одном месте, — поясняет хормейстер, — стараемся разнообразить движениями наше выступление, делаем их картинками, например, это какие-то гуляния. Всегда есть композиция. Смотреть интересно — не скучно».
Также Виктор Гаврилович организовал детский коллектив «Тальменские ложкари». Играют не только на ложках, есть сольные номера на свистульке, жалейке, трещотке. Причем инструменты мастер изготавливает сам.
Они были необходимы для народного хора. В музыкальных магазинах Новосибирска и других городов России не смог ничего найти. «По радио услышал, что мужчина изготавливает жалейки, — вспоминает Виктор Звягинцев. — Я на деревню дедушке в Киров написал, почтальоны этого мастера наши. И он мне прислал одну дудочку своего изготовления». Захотелось расширить ассортимент. Решил сам попробовать, ведь слух и музыкальное образование есть. Переоборудовал сарай под мастерскую и стал осваивать азы нового ремесла.
На одном из фестивалей «Играй, гармонь» тальменский хор выступил со своими жалейками, трещотками и свистульками. Музыканты из других городов подходили, спрашивали, где взяли такие инструменты. Просили продать. Виктор Гаврилович записал адреса, дома сделал и отправил. И началось! Весть о том, что в сибирском селе в Искитимском районе мастер изготавливает народные инструменты, разнеслась по всей России. Заказы приходят из разных уголков нашей необъятной Родины. На инструментах тальменского мастера играют музыканты Новосибирского духового оркестра МВД, артисты городских театров. Заказывают музыкальные колледжи из разных городов.
И в Италию уехали пять жалеек. А получилось это так. На международный Маланинский фестиваль три года назад мастер привез несколько инструментов, выполненных на заказ. Пока ждал покупателей, взялся играть на жалейке и гармошке. На мероприятии была делегация из Италии. Музыканты подошли послушать, им очень понравились необычные инструменты, пришлось подарить иностранцам пять жалеек.
Про свой труд над созданием музыкальных инструментов Виктор Гаврилович говорит, что это очень интересное и увлекательное дело. «Делаешь не для того, чтобы продать, — замечает матер, — хочется, чтобы то необъяснимое словами чувство, которое ты вдохнешь в инструмент, когда впервые играешь, оживало в нем потом». Материалом для жалеек и дудочек, пыжаток, трещоток, свирелей, жалеек и окарин служат дерево, коровьи рога, пластиковые водопроводные трубы и многое другое. В ход идет все, что народный умелец может применить.
Главное, что все делается с любовью. В каждый инструмент мастер вкладывает свою душу, поэтому они и звучат так проникновенно и удивительно чисто.
Талантливый, одаренный музыкант и хормейстер, народный умелец Виктор Звягинцев увлечен творчеством, без него не представляет свою жизнь. Мечтает возродить духовой оркестр в Тальменке.
Анна Зубарева, фото автора
Ранее мы писали: новый герой проекта «Золотые люди культуры Искитимского района» — директор Лебедевской детской школы искусств Геннадий Горбунов.
Самый известный и титулованный вокалист нашего района — Владимир Барышников (Сисин).