Бюджетный комитет Законодательного собрания поднял две важнейшие темы развития сельских территорий. Это проблемы, возникшие у производителей зерна, и создание системы служебного жилья.
Цены на зерно стабильны, ГСМ и удобрения дорожают
Ситуацию, складывающуюся в региональном АПК, депутаты обсудили при рассмотрении проекта изменений в государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области».
«Сегодня на уровне области принято решение о поддержке хлебопёков и мукомолов, поэтому цена зерна на рынке стабилизировалась, – отметил заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике Глеб Поповцев. – При этом стоимость удобрений выросла от 15 до 30 процентов. Одновременно мы искусственно ограничиваем продажу зерна, бобовых и масличных культур, вплоть до прекращения их отгрузки за пределы Новосибирской области. Это может привести к сокращению производства данных сельхозкультур, либо к росту себестоимости, которая повлечёт волну банкротств среди региональных агропредприятий».
По словам главы минсельхоза области Евгения Лещенко, с начала декабря цены на зерновые в области практически не изменились. «У
нас есть новые направления по перераспределению потоков зерна, — сказал министр, — сегодня на первое место по отгрузкам за границу вышел Казахстан, куда можно вывозить зерно без заградительной пошлины. Обидно, конечно, что прибыль на экспортных поставках получаем не мы, а дружественное нам государство».
Министр пообещал собрать дилеров, торгующих в области удобрениями, и решить с ними вопрос о поставках на агропредприятия. «При необходимости подключим к поискам выхода из ситуации Федеральную антимонопольную службу», – заверил чиновник, добавив, что решений по введению квот на бобовые и масличные на уровне федерального Правительства не принималось.
На повестке — служебное жилье
Депутаты поддержали законопроект «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области». Как сформулировала суть законопроекта заместитель председателя комитета Ирина Диденко, изменения в закон связаны с переходом от территориального принципа формирования и распоряжения специализированным жилищным фондом к отраслевому. Задача обеспечения территории кадрами, прежде всего, в сельских районах стоит очень остро.
Было предложено эту работу строить по отраслевому признаку, когда министерства определяют у себя основные потребности в жилье и исходя из этого формируют программу обеспечения своих работников служебным жильем.
Нужны коррективы
Обсуждая изменения в госпрограмму «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области», депутаты особое внимание обратили на вопросы строительства жилья в сельской местности.
По мнению депутата Глеба Поповцева, программа играет очень серьёзную роль, особенно в части субсидирования процентной ставки и поддержки ипотеки на селе. «Но проанализировав работу по подготовке документов от сельсоветов и муниципальных районов по вступлению в программу, приходишь к выводу, что от селян требуют избыточный объём документов. Кроме того, необходимо обучать глав муниципальных образований готовить эти документы», – уверен законодатель.
С тем, что глав муниципалитетов надо учить готовить документы, министр сельского хозяйства согласился. Но повлиять на условия включения в программу трудно: финансирование проекта в основном федеральное, следовательно, и условия включения в проект тоже диктует федеральный центр. Действуют два мероприятия по улучшению жилищных условий селян. Первое – это социальные выплаты на строительство жилья. В этом году их получат 79 человек (в 2020 получателей было 80). Второе – сельская ипотека, более широкий механизм с минимальными ограничениями. Под действие
программы не подпадают только четыре населённых пункта в регионе – Новосибирск, Бердск, Искитим и Куйбышев.
Из изменений, внесённых в программу: этажность возводимого жилья не более пяти этажей. Получатель ипотеки платит банку свои 2,7%, остальное финансовому учреждению компенсирует федеральный Минсельхоз. В прошлом году порядка 2500 жителей региона получили в рамках этой программы 5,3 млрд рублей.
Первый заместитель председателя Заксобрания предложил создать рабочую группу по подготовке изменений и предложений в госпрограмму. Коллеги согласились, не исключено, что потребуется обращение в Правительство РФ с законодательной инициативой. Председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности напомнил еще об одном обязательном условии ее реализации: программа должна ориентироваться на Стратегию развития Новосибирской области и на депутатские наказы.
По материалам пресс-службы Законодательного собрания Новосибирской области
Читайте также: Какую государственную поддержку получают молодые специалисты-аграрии в Новосибирской области