Краевед и исследователь Игорь Степанов на церковно-исторической конференции «Краеведение и церковная история Сибири» представил доклад «Паллас на Берди» по заметкам Петра Палласа, побывавшего в 18 веке в Искитимском районе. Его имя можно было бы увековечить в селе Легостаево.
В 2021 году исполнилось 250 лет с того дня, когда территорию современного Искитимского района посетил Петр Симон Паллас (нем. Peter Simon Pallas) – ученый, естествоиспытатель и путешественник на русской службе (1767—1810), руководитель основного отряда академической экспедиции 1768-1774 годов.
Экспедиция прошла практически всю Россию от Петербурга до Забайкалья. Длительность ее была пять лет. Зауральская часть такого длительного похода приходится на 1771-1773 годы.
В 1771 году экспедиция проходила через территории современного Искитимского района и в целом Новосибирской области. На территорию области Петр Паллас попал следуя из Омска до Семипалатинска, а затем через Барнаул на Сузун, где знакомился с работой медеплавильного завода.
В составе экспедиции было несколько человек, в том числе чучельник, рисовальщик, егерь и кухарка. Уже из этого перечня понятны задачи: «касаться до естества земель и вод, до избрания, по которому каждая необработанная земля или ненаселенное место уповательно с пользою назначено быть может к хлебопашеству, до экономий населенных мест, до описания особливых болезней»…
Список задач огромен, начиная от обычаев местного населения, их способности к каким-либо работам, до промышленного устройства , географии, геологии. Все это вменялось экспедиции Петра Палласа. Полученная информация в дальнейшем была изложена в шести томах (пять книг и один атлас) огромного труда Путешествие по разным местам Российского государства». Сейчас все они есть в переводе и в свободном доступе. Вторая часть третьего тома посвящена зауральским похождениям, в том числе по Искитимскому району.
В 18 веке было несколько экспедиций разных путешественников по Сибири, но почему-то все обходили территорию современной Новосибирской области, уходя через барабинские степи на Алтай, а в обратном направлении двигаясь через Кемеровскую область. Только Петр Паллас выбрал путь от Барнаула до Томска самым кратчайшим путем через Сузун и Искитимский район — по старому Барнаульско-Томскому тракту, который сейчас существует в отдельных участках, в том числе от федеральной трассы до села Легостаево и дальше до Владимировки. Раньше это был почтовый тракт, на котором работали и ямы, и ямщики, и ночлежные избы.
Из Сузуна, где Паллас описывал завод, технологии, рабочих, он направился в село Шипуново, затем через деревни Карасьева и Безменова вышел к Тальменке Алтайского края, а уже оттуда двинулся на север в село Медведица (нынешнее Медведское).
«…Но чтобы выехать на Томскую дорогу не оставалось мне иного способа, как давать круги, — пишет путешественник. — Должен был дать большой крюк, чтобы переехать речку Иню… А потом еще больший круг, чтобы объехать ключ речки Елавки. Земля здесь весьма плодородная, по причине многих текущих ручейков влажна… Я должен был ехать, не имея ни малых следов, путь сей мне был очень труден. Я мог бы на Томскую дорогу гораздо ближайшим путем выехать, ежели через лес была бы проложена дорога»…
В Медведице Паллас остановился на ночевку, а затем отправился на деревню Беловскую (ныне Белово Искитимского района). Вот что он пишет: «Здесь верст за 15 до деревни Беловской, где течет речка Выдриха, лежат прекрасные поля, на которых хлеб от каждого зерна дает от 25 до 30 зерен». Также путешественник отметил, что территория между Обью и Томью заселена не так густо, как следовало бы.
Одной из задач экспедиции было фиксировать не только лесные и сельскохозяйственные богатства, но и описывать животный мир. Петр Паллас заметил большое количество мышей на полях, которое было в том далеком году между Медведским и Белово. «Полевых мышей было в то лето великое множество: и желтых с черной по хребту полосой, и маленьких совсем желтых», — пишет он в заметках.
— Кстати, при переводе трудов Палласа на русский язык переводчик допустил ошибку, — отметил автор доклада Игорь Степанов. — В тексте перевода значилась деревня не Беловская, а Березовская. Когда я пытался построить маршрут путешественника, было непонятно, что это за Березовская. Пришлось заглянуть в оригинал, а там немецким по белому написано: «Беловская». Тогда стало понятнее, где пролегал маршрут.
Примерный маршрут Петра Палласа
Из записей путешествия: … «А на другой стороне деревни Беловской возвышаются большие холмы, переехав кои приедешь к большой реке Бердь, на песчаных берегах коея инде находятся прекрасные леса из соснягу»…
Игорь Степанов выдвинул свою гипотезу: выход Петра Палласа к Берди состоялся примерно в пяти километрах от Белово по пути на Девкино. Там Бердь делает изгиб и подходит почти к самой дороге. Старая карта подтверждает, что новая трасса проходит примерно там же, где была прежняя. И с этой точки между Белово и Девкино Паллас вполне мог увидеть Бердь.
Проехав еще 15 верст вдоль по реке путешественник подъехал к церковной деревне (ныне село) Легостаево.
Вот как описывал приключившийся с ним неприятный случай сам Паллас: « Версты за четыре или пять не доезжая деревни вышел я из коляски для собирания семян, влезая же опять в коляску упал я на правую руку так, что вывихнул плечной сустав… Отчего воспоследовала несноснейшая боль и опухоль, что я не мог руки не поворотить, не поднять, и через великую силу мог доехать до деревни, где следующий весь день пролежать должен был и вывихнутую руку иметь обвязанную и без всякого действия».
— Вот так 250 лет назад известный путешественник с мировым именем Петр Паллас приехал в село Легостаево, — подчеркнул докладчик Игорь Степанов. — О самом селе он мало написал, видимо, болела рука. Но, я считаю, для истории и села, и всего района этот визит — большое событие. Мало вероятно, что сейчас кто-то что-то слышал об его приезде, или о доме, где он лежал сутки. Было бы интересно попытаться найти то место, где стоял дом, приютивший путешественника. Может, из глубины веков всплывут изустные предания о появлении неведомо откуда в селе Легостаевском учёного с перевязанной рукой, едущего в коляске. А памятная табличка, или какой-нибудь другой знак внимания стали бы достопримечательностью Легостаево.
Имя Палласа увековечено в множестве географических объектах как в России (в том числе – в Новосибирске), так и во всём мире – и даже на обратной стороне Луны. Может, и Легостаево сохранит свою частичку памяти о великом исследователе.
Только 4 сентября путешественник нашел силы отправиться дальше на деревню Мостовую (село Мосты). Из записей Палласа: «Переехал я реку Бердь, через которую у самого села есть перевоз… По другою сторону реки дорога весьма худа и грязна… На другом берегу реки Томы (Чем), через которую переезжают у Мостовой деревни, лежат горы… Притом видны вершины хребта, который от Кузнецка, как рукав высокого хребта между Чемом и Чумышем даже до сих мест простирается, и из которого река Бердь вытекает»…
За Мостами в деревне Безголосова, которой сейчас уже нет, путешественник переночевал, а дальше двинулся на Томск.
Ранее мы писали: