Есть такие профессии, без которых невозможно представить жизнь современного человека. Оператор котельной – одна из них. Эти незаметные на первый взгляд люди обеспечивают комфорт и безопасность в наших домах. От их работы зависят тепло и уют в квартирах жильцов.
Татьяна Оноприй работает оператором газовой котельной в поселке Керамкомбинат с 2010 года. Здесь все операторы — женщины. С 2019 года заменили три старых котла на новые. С модернизацией оборудования изменились и условия труда.
— Те котлы, которые стояли раньше, устарели, — поясняет директор МУП ИР «Южное» Валентина Боярина, — срок эксплуатации истек, они подлежали реконструкции, но такого оборудования уже не производили. Район нам выделил бюджетные средства, мы приобрели новые котлы. Проблемы с отоплением и горячей водой в поселке, с которыми мы постоянно сталкивались, теперь решены.
Новое оборудование практически не требует вмешательства человека. Надо только задать нужную температуру, все остальное делает автоматика.
— Когда новое оборудование поставили, стало намного лучше, — говорит Татьяна Оноприй. — Первое время, когда один новый котел появился, как-то страшно было на нем работать. Потом привыкли: кнопочку нажал, и все заработало. Каждые два часа записываем в журнал показания. Давление смотрим наверху на манометрах, а на экранах на каждом котле видим, какая температура на нем.
Татьяна Михайловна показывает на цифры на экране котла: это температура. На старых котлах такого удобства не было: там стояли шкафы, где надо было снимать параметры. И при необходимости выставлять все в ручную. Здесь справляется автоматика.
Обязанность оператора котельной — следить за температурой воды и отопления. Работа, по большому счету, не сложная, но требует внимательности. Татьяне Михайловне нравится работать по сменам, больше свободного времени, которое посвящает пятерым внукам.
— Бывают такие моменты, что приходится побегать немножко, но это случается очень редко, — тут же замечает Татьяна Оноприй, — все зависит от наших слесарей. Если все налажено, беспокоиться не о чем.
При малейших изменениях в параметрах звонит начальнику котельной. Но таких стрессовых ситуаций с новыми котлами почти не бывает.

Татьяна Оноприй в советские годы окончила техникум легкой промышленности, швейное производство. Трудилась семь лет в Доме быта. Потом наступили девяностые годы, все разваливалось в стране, пришлось искать новую работу. Устроилась в старую котельную лаборантом, через два года и в сфере ЖКХ стало все не так гладко, ушла продавцом в киоск.В 2010 году вернулась в котельную, выучилась на оператора.
Татьяна Михайловна работает по этой специальности уже 15 лет, дольше всех, опыт накопила огромный. К ней обращаются коллеги за помощью.
— У нас хороший коллектив, давно все здесь, друг друга знаем, живем в одном поселке, — с теплой улыбкой рассказывает Татьяна Оноприй. — И дети наши в садик вместе ходили, в школе учились. Мы все вместе отмечаем дни рождения, проводим субботники. Ремонт в котельной тоже все дружно делаем: кто-то белит, кто-то красит, другой ремонтирует. У нас нет текучки. Если человек влился в коллектив, он не захочет с ним расставаться.
Татьяне Михайловне ее работа нравится. За добросовестный труд не раз награждалась почетными грамотами.
— Добросовестный, ответственный работник. И водоподготовку сделает, и оператор опытный, — с гордостью говорит директор МУП ИР «Южное» Валентина Боярина. — Она у нас старший наставник, обучает молодежь. В коллективе пользуется уважением.

Исполняющий обязанности начальника котельной Александр Агафонов добавляет, что Татьяна Оноприй — оператор самый-самый опытный. Сейчас с новыми котлами проще, проблем стало меньше, но многое в работе котельной зависит от операторов, от их опыта и знаний, профессионализма.
Анна Зубарева, фото автора