В Искитимском районе прошла профильная игра «Сделай шаг». Четвертый год это мероприятие организует школа №4 рабочего поселка Линево и Центр технического творчества детей «Спутник» при поддержке социальных партнеров.
В этом году в игре участвовали 10 команд: по две от школ №4 и №3 , по одной от Гимназии №1, школы №1 рабочего поселка Линево, станции Евсино и села Тальменка, Центра детского научно-технического творчества «Спутник» Искитимского района.
Путем жеребьевки ребята получили шесть технических заданий от крупных предприятий, новосибирских вузов и колледжей, управляющей компании и регионального центра «Альтаир». Какие-то из них достались сразу двум командам, поэтому конкуренция была высокой.
В течение недели дети готовили проекты по альтернативным источникам энергии, трехфазному двигателю, обустройству компьютерного класса, детской площадки, зонированию административного помещения, зависимости содержания флавоноидов от места произрастания мандаринов. В пятницу, 26 ноября, они представили свои решения задач экспертной комиссии. После ярких презентаций школьники отвечали на въедливые вопросы других участников игры и членов жюри.
Директор центра научно-технического творчества детей «Спутник» Искитимского района Наталья Княжева отметила, что с каждым годом уровень задач от партнеров усложняется, дети учатся навыкам инженерного мышления, строительства.
«Проработав эти проекты дальше с наставниками и партнерами, — добавила Наталья Николаевна, — ребята смогут представить их на региональном треке Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
Важность профильной игры в том, что дети погружаются в производственные темы, и вполне возможно, что эта сфера их увлечет и станет основой их профессиональной деятельности в будущем.
Подарки для победителей и участников предоставляют партнеры. Совет депутатов Искитимского района приготовил специальный приз, он достался команде тальменской школы, пусть и не занявшую призового места, но предложившую свою идею альтернативного источника энергии. «Народные избранники поддерживают это мероприятие, — добавила Наталья Николаевна, — ведь вкладывая в наших детей сейчас, мы ждем их в дальнейшем будущими молодыми кадрами на предприятиях нашего района».
Жюри определить победителей было не просто, ведь направления, которые разрабатывали дети, были слишком разными.
В результате первое место завоевала команда школы №3 с проектом обустройства общественных пространств в Линево. Директор управляющей компании Денис Кораблев пообещал, что обязательно реализуют идею ребят по детской площадке.
«Победа для нас стала неожиданной, — поделился впечатлениями участник команды Денис Хорев, — мы были уверены, что попадем в тройку призеров, работу большую сделали, но остальные тоже были достойные. Когда наш проект будет реализован, будем очень довольны». Напомним, что учащиеся школы №3 по заданию администрации поселка разрабатывают варианты обустройства общественных пространств. Наставник команды педагог школы №3 Елена Василицына. ребята рады, что по счастливой случайности в результате жеребьевки им досталась такое задание.
Они выполнили 3D-модель обустроенного пространства придомовой территории и изготовили макет конструкции детской площадки и баскетбольного поля.
На втором месте команда школы №4. Ребята решали задачу, представленную «Сибантрацитом». Школьникам предстояло найти альтернативный источник энергии для мачт освещения без применения линии электропередач и рассчитать экономический эффект. По результатам жеребьевки задание выполняли две команды школ №4 рабочего поселка Линево и села Тальменка.
Наставник команды школы №4 учитель физики Марина Строганова отметила, что задание так увлекло ребят, что они задерживались вечерами в школе, дома искали информацию по этой теме в интернете, постоянно были на связи, предлагали пути решения. А сами школьники говорят о том, что участие в игре стало для них новым опытом и позволило узнать много интересного в сфере, которой они раньше не касались.
«Мы предложили использовать возобновляемые источники энергии, такие, как ветер и биотопливо, — пояснила капитан команды, одиннадцатиклассница Вероника Игнатова. — Мы рассматривали различные варианты, выбрали самые выгодные».
Ребята собрали макет передвижной мачты. Размещенный на ней ветрогенератор подает энергию, необходимую для освещения. Когда срабатывает датчик затемнения, лампа загорается. В случае, если ветрогенератор выходит из строя или его мощности не хватает, используется биотопливо.
В экспертной комиссии был сотрудник угледобывающего предприятия — мастер участка по обслуживанию подстанций Ильнур Замалов.
«Я восхищен их решением, — признается Ильнур Замалов. — на меня произвело очень сильное впечатление, как профессионально дети подошли к этому сложному вопросу, тему развили максимально. Подобрали альтернативные источники энергии, которые можно использовать на предприятии взамен линии электропередач. Мы обязательно рассмотрим и доработаем эти варианты».
На третьем месте команда школы №3. ребята решали задачу, предоставленную НовЭЗом: разрабатывали трехфазный двигатель.
Председатель жюри, руководитель регионального центра выявления, поддержки и развития способностей талантливых детей и молодежи «Альтаир» Наталья Горностаева высоко оценила работу школьников.
«Это здорово, что такие игры проводятся в вашем муниципалитете, — сказала Наталья Владимировна. — Но недельный срок — это мало, чтобы погрузиться в проблему. Поэтому я предлагаю из каждой работы, которые на сегодняшней игре представили ребята, вычленить небольшую задачу и развить ее в масштабный проект. Уверена, что проработав эти проекты дальше с наставниками, предприятиями, высшими учебными заведениями, дети смогут представить их на региональном научно-технологическом треке «Большие вызовы».
Анна Зубарева, фото автора
Ранее мы писали: Играли в кубики дети Искитимского района
Рисуют мультики, собирают роботов и занимаются 3D-моделированием школьники села Гусельниково