Общество

Краеведение и психологическая поддержка: музей «Сундучок» села Завьялово

Кратко

Участники проекта приобретают навыки, позволяющие изучать и сохранять культурное наследие сибирского села, передавать потомкам этот уникальный опыт и полученные практические знания.

На церковно-краеведческой конференции в Искитимской епархии два доклада были о духовном наследии села Завьялово.

Яркое выступление учителя истории и культурологии, педагога-психолога, социального педагога, клинического психолога ГАУ ССО НСО «Завьяловский психоневрологический интернат» Светланы Огарковой вызвало большой душевный отклик у слушателей.

Ее доклад назывался «Роль изучения и трансляции духовного и исторического наследия села Завьялово. Музей семейных традиций и психологической поддержки «Сундучок».

Светлана Анатольевна привезла исторические экспонаты, найденные в устье реки Каракан: обработанные камни времен неолита и бронзовый оберег — фигурку гуся. А также старинное Евангелие, которое могло оказаться на помойке после смерти владельца, было передано в музей. Словом, много замечательного таит завьяловская земля. Удивительны и живущие там люди.

Светлана Огаркова рассказала о том, как возникла идея музея семейных традиций.  

Дети общаются с домашними животными. Многие первый раз в жизни видят коз. Фото Светланы Огарковой.

«Я работала в школе с трудными подростками, социальными сиротами, — отметила Светлана Анатольевна, — детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность. И часто использовала в качестве мотивации метод краеведческих экскурсий по музеям и родному краю. И убеждалась в их потрясающей эффективности. Так стал создаваться наш маленький музей «Сундучок».

В нем представлены ценные артефакты древности, предметы быта наших предков, редкие архивные документы 20 века, открывающие трагические и героические страницы из жизни односельчан.

Дети знакомятся с историей села, ходят на экскурсии в старинный действующий храм, поднимаются к мельнице, причем воду несут в ведерках на коромыслах. Едят испеченный в русской печи хлеб, пьют чай из самовара.

Занимаются на мастер-классах резьбой по дереву, создают тряпичных кукол, пишут пером письмо маме на кусочке бересты, наряжаются в исторические костюмы. Важно то, что посетители музея не только зрители, но и участники всех мероприятий.

«Дети узнают о том, как жили наши предки, удивляются, что много детей было в семьях, —  рассказала Светлана Огаркова. — С группами постарше говорим о законе и порядке семьи. Знакомим с традициями нашего народа.

И это действительно психотерапия. Ребята услышали рассказы об удивительных людях, наполнились гордостью за наше Отечество. Прошли по старым улицам. В храме побывали. А дальше их душа с Божьей помощью работает сама».

Светлана Огаркова уверена, что краеведение может стать психопрофилактикой для детей, которые живут в семьях с неблагополучной, тяжелой обстановкой. Участники проекта приобретают навыки, позволяющие изучать и сохранять культурное наследие сибирского села, передавать потомкам этот уникальный опыт и полученные практические знания.

В музей привозят на экскурсии ребятишек из Новосибирска и даже делегации из других стран.

Анна Зубарева, фото автора и Светланы Огарковой

Ранее мы писали: О духовном наследии села Завьялово рассказал краевед Михаил Котляров

Вадим Журавлев: «История Новосибирской области — часть мирового процесса»

 Духовное наследие и православное краеведение