Как избежать очередей в кассы ГИТЦ, почему они возникают и как можно оплатить жилищно-коммунальные услуги вообще не выходя из дома? Об этом рассказал директор ГИТЦ Александр Кем.
«Городской информационно-технический центр» или попросту ГИТЦ был создан в Искитиме в 2006 году, чтобы решить проблему с оплатой за коммунальные услуги жителей многоквартирных домов и огромными долгами перед ресурсоснабжающими организациями. И сделать это удалось. Сейчас в среднем по результатам работы за год счета за «коммуналку» оплачивает 95% населения, хотя иногда эта цифра поднимается и до 97-98%. И это хороший показатель.
Кадровая проблема
Большая часть сборов приходится на первую декаду каждого месяца, именно в это время ложится большая нагрузка на кассиров и образуются очереди их посетителей. В прошлом месяце они оказались просто огромными, что вызвало недовольство жителей Искитима и массу жалоб на работу ГИТЦ. Не произойдет ли подобного в будущем месяце, когда начнется очередная «декада массовой оплаты».
— Действительно, впервые, наверное, за всю работу ГИТЦ возникла сложная ситуация, которую вызвало простое стечение различных обстоятельств, — рассказал Александр Кем. — Несколько касс оказались закрыты из-за нехватки кадров: часть сотрудников заболела, часть уволилась. В связи с этим мы провели большую работу по приглашению новых работников. Сейчас проблема решена. Из восьми касс работают семь, еще двое сотрудников проходят обучение.
Закрытой остается касса по адресу: Южный, 46. Остальные работают в обычном режиме. Кстати, в среднем за месяц кассы обслуживают чуть менее 20 тысяч чеков по коммунальным услугам и около 40 тысяч — по банковским платежам.
Не обязательно платить до 10 числа
Очередей, по данным на конец сентября, нет. Начальник пунктов приема платежей Галина Васильева постоянно контролирует ситуацию, следя за работой касс в режиме онлайн с рабочего компьютера: на вокзальной — два человека, в Индустриальном — один, в кассе на Томской — пять человек. Но ситуация поменяется уже со второго числа следующего месяца, когда искитимцы дружно придут платить за ЖКУ и за транспортные карты.
— Очереди в наших кассах — явление социальное, не техническое, — отметил Александр Кем. — Люди стремятся заплатить за коммунальные услуги, и это мы приветствуем. Большинство людей чувствует ответственность за оплату ЖКУ. Она очень сильно развита у людей старшего возраста: получив пенсию, они стараются сразу отдать долги, а коммунальные платежи — своего рода долг. Но почему-то большинство решает сделать это до 10 числа. Да, ранее существовала такая норма, чтобы в дальнейшем получить какие-то льготы. Но сейчас это не так. Главное — оплатить в течение месяца. Конечно, ранняя оплата — это очень удобно для формирования отчетов, комплектования данных и дальнейших начислений. Но именно такое дружное желание оплатить ЖКУ в первые десять дней месяца приводит к очередям в кассах.
Транспортные карты
Добавляет проблем пополнение транспортных карт. ГИТЦ выступает в роли банковского платежного агента и имеет право принимать оплату только наличными средствами. А это значит, пользователям социальных проездных карт, а это, в основном, пенсионеры причем не только из Искитима, но и из Искитимского района, для пополнения карт нужно опять-таки вставать в очередь.
Чтобы решить эту проблему руководство ГИТЦ обратилось в предприятие «Пассажиртрансснаб», которое является получателем средств, с просьбой установить терминалы в помещениях касс, а их в Искитиме, напомним, семь. Но, как оказалось, «Пассажиртрансснабу» устанавливать и обслуживать терминалы невыгодно.
Тогда в ГИТЦ было решено в самых проблемных кассах делегировать полномочия по пополнению транспортных карт на работающего здесь же паспортиста. Сейчас это уже сделано в кассе на Томской. То есть ради пополнения карты стоять в очереди в окошко, где принимаются платежи за ЖКУ, не нужно. Такое положение будет внедряться не во всех кассах, а точечно, только там, где большие очереди.
Платежи онлайн
На самом деле куда-то идти и выстаивать очередь совсем не обязательно. Все платежи можно делать не выходя из дома.
— На всех жителей многоквартирных домов Искитима уже давно заведены лицевые счета, а это знает, что у них есть свои личные кабинеты, — рассказал Александр Кем. — Доступными кабинеты становятся после введения логина и пароля. Получить их можно в кассах ГИТЦ. Сейчас мы договорились с ЖЭУ «Центральное» о том, чтобы клиенты за логином и паролем обращались непосредственно к ним, они уже делают запрос в ГИТЦ. Обкатаем эту модель и, возможно, транслируем опыт на другие управляющие компании. Но пока остальным горожанам получить данные для входа в личный кабинет можно только в кассах ГИТЦ.
Имея пароль и логин войти в личный кабинет можно с помощью сайта ГИТЦ или мобильного приложения «Mobi».
В личном кабинете горожане могут передать показания счетчиков, сформировать платежный документ, оплатить и получить чек. Если чек на бумаге может выцвести, потеряться, то в электронном виде он может храниться практически бессрочно. Тысячи искитимцев уже убедились, насколько удобно платить именно так. Кстати, 35% клиентов ГИТЦ платят именно через сайт, еще 17% — через мобильное приложение. Общая доля безналичных платежей — 52%.
Но люди старшего возраста платить привыкли лично, так что кассы остаются очень востребованными. Не так давно поменялся график их работы. Сейчас кассы открыты с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00. Но прием платежей идет до 16.00.
Ранее мы писали: