Маргарита Яковлевна и Александр Николаевич Трофимовы из деревни Евсино стали настоящими первопроходцами многих больших строек, в том числе и Байкало-Амурской магистрали. Их кропотливый труд определял стратегию строительства магистрали.
Еще в 60-х годах прошлого века юная Рита после учебы пришла работать лаборантом в институт «Сибгипротранс». Ее задачей был отбор и анализ грунтов на месте будущих больших строек. Объездила всю Россию, пока однажды не попала в тайгу, туда, где планировалось начать строительство Байкало-Амурской магистрали.
В скором времени их геологоразведочную партию возглавил молодой инженер Александр, который и стал ее судьбой. Супруг сейчас говорит, Рита обращала на себя внимание — характер у нее крепкий, как сказала, так и будет.
Участок, который исследовал их институт, был длиной в более чем 700 километров на участке «Нижнеангарск — Чара». Первыми его прошли изыскатели, а за ними уже забросили геологов. Жили в палатках. Значительно позже стали завозить щитовые домики.
Сначала приезжали только на летний период, а затем уже оставались и на зимовку. Перемещались по тайге на вездеходах и «амфибиях». Выезжали в заданную точку, бурили шурф, брали образцы грунтов, затем уже на базе проводили исследования и отправляли данные в Новосибирск.
Партия снабжалась из Москвы, поэтому питались очень хорошо, бывало даже дефицитные в то время товары привозили домой в качестве подарков. От внешнего мира не отрывались, им забрасывали свежие газеты регулярно, как и книги.
Кругом — вековая тайга, а это не только вечная мерзлота, в первую очередь это гнус, мошка, комары и оводы. Сейчас вспоминают: только солнце встает, облепляют с ног до головы. Спасались дегтем. Мазали им каждый открытый участок кожи, в столовой, куда вечером возвращались ужинать, стоял его стойкий запах.
У Маргариты Яковлевны к началу работы на БАМе уже была дочка, она оставалась в Новосибирске на время командировок мамы, а уже позже родился сын. К тому времени и жизнь стала более благоустроенной. В Нижнеангарске, где расположилась партия, сделали ясли, поэтому сын уже был с супругами. Няньками ему становились все, кто в данный момент отдыхал.
Тяжело приходилось, распорядок дня был по-армейскому четким: вставали рано утром, выезжали в тайгу, возвращались уже поздно вечером, а потом ужин, костер, гитара и песни. Но к 11 вечера — отбой, чтобы наутро все повторилось. И никакого алкоголя — с этим было все строго.
И, казалось бы, зачем такие испытания? Но наградой первопроходцам была замечательная девственная природа тайги. Маргарита Яковлевна вспоминает: идешь на Витим купаться, а вокруг как бесконечные кочки — шляпки белых грибов. Рыбы в речках — видимо-невидимо: и вялили, и морозили. В земле выкопаешь яму, бочку поставишь — вот и готов холодильник, в вечной мерзлоте все прекрасно сохранялось.
А травы! Такого разнообразия нигде больше не встретишь. Их заваривали, ими лечились эффективнее, чем даже таблетками. Кроме того еще ягоды, кедровые орехи. Супруги Трофимовы говорят, это и стало залогом их здоровья и долголетия.
Когда по следам геологов пошли строители, супруги Трофимовы вернулись в Новосибирск. Сначала жили в городе, а потом одолела тоска по природе, по речке, по лесам и простору. Решили переехать куда-нибудь и начали подбирать варианты. Когда побывали в Керамкомбинате, оказались просто очарованы: кругом зелень. Переехали, пожили сначала в многоэтажках, а потом купили домик в деревне Евсино. Говорят, нашли свой маленький рай в Искитимском районе. Рядом речка, озеро, рыбы полно, как и когда-то вялят ее, по грибы-ягоды ходят, огород огромный, земля плодородная, всех своих детей, внуков, правнуков и одного праправнука снабжают своими домашними соленьями.
В тяжелые 90-е годы, уже уйдя на пенсию как БАМовец в 50 лет, Маргарита Яковлевна отучилась и устроилась работать на РЖД проводником. Ездила на поезде в Адлер. А однажды направили во Владивосток как раз по ветке БАМа. Проезжала знакомые места, вокзалы, уже разросшиеся города. Сердце сжималось: вспоминала молодость, даже палатку, вернее, один остов от нее, где когда-то они жили, видела. И, конечно, результаты своих трудов. Супруги единогласны: если все повторить — снова бы поехали в тайгу, на БАМ.
Ранее мы писали: