Искитимская газета
  • Новости
  • Общество
  • Экономика
  • Происшествия
  • Видео
  • Дзен.Новости
  • Ещё
    • Политика
    • Нацпроекты
    • Рекламодателям
    • Развлечения
Предложить новость
No Result
View All Result
  • Новости
  • Общество
  • Экономика
  • Происшествия
  • Видео
  • Дзен.Новости
  • Ещё
    • Политика
    • Нацпроекты
    • Рекламодателям
    • Развлечения
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Искитимская газета

in Здравоохранение
22.07.2024

Гаджеты для мозга ребенка – это смерть

Фото из свободных источников

Фото из свободных источников

В неделю с 15 по 21 июля Минздрав России предложил уделить внимание сохранению здоровья головного мозга. Заведующая детским неврологическим отделением Новосибирской областной больницы Наталья Ганина считает, что детский возраст — критический период в развитии головного мозга человека, формирующий когнитивные функции, эмоциональный интеллект и психическое здоровье на всю жизнь. Мы поговорили с Натальей Викторовной о том, как сохранить здоровый мозг с самого детства.

«На пике медицинских проблем сегодня стоит проблема старения населения, – объясняет Наталья Ганина. – В гериатрии (область медицины, изучающая болезни пожилого и старческого возраста – прим.) лидирует неврология, поскольку старение – это, в первую очередь, старение мозга и потеря когнитивных функций. То есть весь мир сосредоточен сейчас на возможном контролировании и затормаживании потери мозговых функций. Но это, что называется, «идем от обратного». Нужно думать не о том, как не потерять здоровье мозга в старости, нужно думать, как его заложить изначально. Ведь если рисовать картину, надо начать с грунтовки холста, потом наносим краску и только в самом конце мы покрываем полотно лаком и вставляем в красивую рамочку. Сейчас все думают о «рамочке». А надо думать о том, как это должно быть сделано и заложено в начале».

 Среди остальных млекопитающих у человека взросление занимает больше всего времени – от рождения до пубертатного периода проходит около 15 лет. Такое длительное созревание во многом зависит от эндокринной системы, но одновременно в этот период  идет созревание нервной системы: трансформация, преобразование и формирование той ее части, которая позволит человеку в последующем существовать независимо, выполняя все предназначенные ему социумом личные функции. То есть длительный период созревания необходим для того, чтобы головной мозг человека развился в достаточной степени, сформировались сложные нейронные связи, которые будут работать всю дальнейшую жизнь.

«Ни на один орган не похож головной мозг, – подчеркивает невролог. – У любого другого органа, например, сердца, почек, печени, есть четко фиксированная функция. Сердце бьется, сокращается-расслабляется, и это его функционал, оно начинает биться до рождения, бьется в момент рождения и до самой смерти. Легкие отвечают за дыхание. У печени свой набор функций. Человеческий мозг может абсолютно все, его функционал безграничен. Сравните мозг нобелевского лаурета и мозг артиста, который танцует сложнейшие балетные партии, мозг художника и мозг математика – это совершенно разные типы нейронных связей. И эти нейронные связи нужно формировать».  

Мозг ребенка до 7-летнего возраста направлен на приобретение эмпирического, практического опыта. Главный способ его приобретения – осязание, тактильная чувствительность. Самые чувствительные области – зона рта, языка и кончики пальцев, то есть те зоны, которые в процессе развития ребенка будут выполнять сложнейшие функции, связанные с мелкой моторикой, речью и артикуляцией. Рецепторы кожи всей остальной поверхности тела тоже важны, они несут информацию о пространстве вокруг ребенка и положении его тела в пространстве. Для развития пространственного мышления особенно вредны смартфоны и планшеты, погружающие детей в выдуманную двумерную реальность, уверена врач.

«В мозгу расположены особые участки – зоны стереогноза, которые позволяют ориентировать тело относительно пространства, и они должны получать информацию, – подчеркивает Наталья Ганина. – Плоский экран смартфона не дает представления о третьем измерении, его модель в мозге ребенка не формируется. Это, в свою очередь, влияет на мышление, которое тоже становится более ограниченным, плоским. Гаджетизация – наша популяционная проблема. Гаджеты для мозга ребенка – это смерть».

Намного полезнее для гармоничного и здорового взросления получать личный эмпирический опыт. Наталья Ганина советует родителям, чей ребенок только начинает познавать мир, создать вокруг малыша интерактивную, но безопасную среду. Начавший ползать, а потом и ходить ребенок будет рассматривать, трогать и пробовать на зуб все окружающие его предметы, и задача родителей в это время – убрать из зоны досягаемости все, что может причинить ему вред, но оставить простор для исследований. Делать дом совершенно безопасным для ребенка врач тоже не рекомендует: неопасные падения при попытках встать на ножки, набивание синяков и шишек тоже входят в личный эмпирический опыт и необходимы для формирования причинно-следственных связей.

Насильно развивать ребенка и начинать его обучение грамоте, счету и языкам с пеленок тоже бесполезно и даже вредно, считает невролог:

«Лет 10 назад было повальное увлечение ранним развитием, когда детей начали учить всему чуть ли не с рождения. Я считаю, что в этом нет необходимости. Еще раз повторю:  ребенок в первые 5-6 лет жизни должен накопить эмпирический и эмоциональный опыт, развить образное мышление. В этом возрасте ребенку нужны образы, а не такие абстрактные понятия, как цифры и буквы, которые для него пока ничего не означают. То, что у ребенка блестящая память и он механически их запомнит, ничего не даст, потому что за абстрактными понятиями пока не стоит его реальный опыт, который ребенок может осознать».

Намного полезнее для раннего развития занятия музыкой и физические упражнения. Музыка развивает чувство ритма, образное мышление, танцы и физическая активность помогаю лучше контролировать тело и чувствовать пространство.

Детям раннего возраста невролог рекомендует чаще читать вслух, причем не только только сказки, но и стихи. Хорошо подходят детские стихи Маршака, Михалкова, Чуковского, в которых есть ритм, простая конструкция языковых формул, просты для запоминания рифмы. Правила родной речи и произношения слов легко запоминаются при чтении стихов. Кроме того, стихи образные и эмоциональные, что дает толчок развитию фантазии и эмоционального интеллекта ребенка.

«Сейчас очень много родителей приходит с жалобами на задержку развития речи, – рассказывает Наталья Ганина. – Ребенок в 3-4 года мало говорит, плохо говорит, не сочетает слова грамматически правильно. Это все упирается в то, что с ребенком не занимаются в плане эмоционального развития: даже когда вся семья дома, все сидят, уткнувшись в свои гаджеты. И даже если ребенок слышит из гаджета речь, то он все равно не замечает артикуляции, мимики и так далее, и не пытается повторять».

Еще одну опасность для развития детского мозга представляет избыток игрушек. Чем больше объектов для восприятия (игрушек), тем больше информации попадает в мозг, и тем больше он истощается. Игрушки должны выполнять свою функциональную роль, они должны помогать ребенку познать этот мир через воображение и эксперименты. Лучше всего подойдут для этого кубики и большие блочные конструкторы, которым ребенок найдет много способов применения. По словам врача, если ребенка не ограждать от мира и не ограничивать, он сам познает законы мира.

Детскому мозгу важно иметь свой собственный опыт, потому что только личное восприятие и личный опыт позволяют развиться внутреннему миру, мышлению, фантазии.

«Гаджет показывает ребенку чужой виртуальный мир, мир программиста, который его туда заложил, – уточняет невролог. – Но у ребенка должен быть свой собственный внутренний виртуальный мир, который он обогатит фантазиями, представлениями и соображениями о жизни. Умение фантазировать – главное отличие детского мозга от взрослого. Именно благодаря фантазиям ребенок доводит свой мозг до когнитивного развития, и именно фантазии делают мозг ребенка полноценно развитым. Главное, что должен сделать мозг в первые 7 лет жизни ребенка – созреть в эмпирическом и эмоциональном восприятии. Образное мышление позволяет задать исключительно важный для детского мозга фантазийный вектор развития и творческое мышление».

Самый важный фактор развития ребенка – пример взрослых. Ребенок усваивает то, что он видит, копирование действий взрослых – это одна из особенностей детского возраста. Лучше всего мозг развивается в контакте с окружающим миром и на родительском примере.

Вопрос сохранения здоровья мозга — не только медицинский, но еще и педагогический. Гормон удовольствия, дофамин, вырабатывается при достижении поставленных целей, в том числе – освоении новых навыков, а потому ставить цели и достигать их, узнавать новое – именно то, чему нужно учить детей с малолетства, считает невролог.

«Если мы пытаемся понять проблему и правильно ее решить, нужно понимать ее целиком, – говорит Наталья Ганина. – Современная медицина разделена и раздроблена на множество специализаций и специальностей, в том числе – возрастных: вот это детские специалисты, а это – взрослые, и между ними часто нет контакта, особенно если говорить о раннем детстве и о гериатрическом состоянии. Но если мы хотим решить проблему сохранения здоровья мозга, то нужен системный взгляд, нужно понимать ее целиком. Сейчас много говорят о том, что чтобы мозг не старел, его нужно обучать новому опыту. И это должно быть заложено с детства. Но если человек никогда в жизни ничему не учился, как вы думаете, в 60 лет у него будет интерес что-то делать? У него нет опыта достижения чего-то, вкладывания своих собственных сил в развитие. Я боюсь, что поколение пользователей, которое сейчас живет, вообще останется в своем виртуальном мире. Эта повсеместная виртуальность убивает детский мозг».

Поделиться:

Темы: ГаджетыГоловной мозгДетиЗдоровьеЗдоровье детейТГпост
Пожарная часть 133 Линево. Фото Анны Зубаревой
Новости Искитимского района

В составе областной службы создана пожарная часть в Линево под Новосибирском

20.05.2025

С 30 апреля 2025 года пожарная часть №26 Главного управления МЧС России Новосибирской области прекратила свое существование. На ее месте...

Фото Натальи Кривякиной
Новости Искитимского района

«Суворовский горшок» и вареники станут гастрономическим символом в Новосибирской области

20.05.2025

Конкурс «Знаковое блюдо Искитимского района» стал ярким событием, объединившим местные традиции и кулинарное искусство. Шесть участниц представили свои уникальные рецепты,...

Фото Натальи Кривякиной
Новости Искитимского района

О нашествии вредителей предупредила дачников садовод из Новосибирска

20.05.2025

Руководитель Сибирской Дачной Академии Галина Титова предупредила дачников Искитимского района о возросшем количестве вредителей плодовых культур. Причина — теплая зима.

Показать ещё
Новости СМИ2

Лента Новостей

В составе областной службы создана пожарная часть в Линево под Новосибирском

20.05.2025

«Суворовский горшок» и вареники станут гастрономическим символом в Новосибирской области

20.05.2025

О нашествии вредителей предупредила дачников садовод из Новосибирска

20.05.2025

Один из двух: объект благоустройства по нацпроекту выбирают жители поселка под Новосибирском

20.05.2025

Очередное собрание женского клуба прошло в музее Искитима

20.05.2025
Показать ещё

Далее

На Госуслугах выбирают Культурную столицу 2026 года

ISKITIM-GAZETA.RU сетевое издание Искитимского района. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Эл № ФС77-81027 от 30.04.2021г.

Учредитель ГАУ НСО «Издательский дом «Советская Сибирь»

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на сайте iskitim-gazeta.ru, обязательна активная гиперссылка на сайт

Все права на материалы, находящиеся на сайте iskitim-gazeta.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

© 2023 Искитимская газета

Телефон редакции:

8(383-43) 7-90-60

Главный редактор:

8(383-43) 7-90-60
Голиченко Ирина Юрьевна

Менеджер:

8(383-43) 7-90-60
Бородина Татьяна Николаевна

Электронный адрес:

gazeta.i@yandex.ru

Обозреватель:

8(383-43) 7-90-60
Кривякина Наталья Николаевна

Адрес редакции:

633209 г. Искитим
ул. Пушкина, 39 (оф. 305 и 308)

Корреспондент:

8(383-43) 7-90-60
Зубарева Анна Юрьевна

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Телефон редакции:

8(383-43) 2-06-56

 

Адрес редакции:

633209 г. Искитим
ул. Пушкина, 39 (оф. 305 и 308)

 

Корреспондент:

8(383-43) 2-06-58

Зубарева Анна Юрьевна

 

Главный редактор:

8(383-43) 2-06-56

Голиченко Ирина Юрьевна

Электронный адрес:

igazeta@ngs.ru

 

Обозреватель:

8(383-43) 2-06-56
Кривякина Наталья Николаевна

Менеджер:

8(383-43) 2-06-41

Бородина Татьяна Николаевна

ISKITIM-GAZETA.RU сетевое издание Искитимского района. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Эл № ФС77-81027 от 30.04.2021г.

Учредитель ГАУ НСО «Издательский дом «Советская Сибирь»

При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на сайте iskitim-gazeta.ru, обязательна активная гиперссылка на сайт

Все права на материалы, находящиеся на сайте iskitim-gazeta.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
© 2023 Искитимская газета
No Result
View All Result
  • Новости
  • Общество
  • Экономика
  • Происшествия
  • Видео
  • Дзен.Новости
  • Ещё
    • Политика
    • Нацпроекты
    • Рекламодателям
    • Развлечения

© 2023 Искитимская газета

Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности