В Совете ветеранов Искитимского района работают председателем и его помощником сестры-близнецы Ирина Садыкова и Елена Михеева. Друг на друга так похожи, что те, кто близко с ними не знаком, часто их путают. Из-за этого иногда возникают курьезные ситуации, но сестры привыкли к подобному, относятся с юмором.


А вы угадаете, где Ирина Андреевна, а где Елена Андреевна?
Ирина Андреевна и Елена Андреевна родились в многодетной семье, у родителей было восемь детей, четверо сыновей и четыре дочери. Близнецов в роду до Елены и Ирины отец с матерью не припоминали.

По словам Елены Андреевны, мама им всегда говорила, что она, Лена, старшая. А вот вела за собой всегда Ирина. Выйдя замуж, переехала в село Старый Искитим, работала в совхозе. Елена окончила техникум, трудилась в Искитиме на цементном заводе.
— Во многом благодаря Ирине и мы жили относительно хорошо, — отмечает Елена Андреевна. — У них в совхозе свиноводство и огород свой. Получается, что я от нее зависела в прямом смысле слова. В 90-е годы зарплаты задерживали, с продуктами было туго. Наши дети все в деревне, у Садыковых. У них было подсобное хозяйство, за счет этого и выживали. Ребятишки пасли гусей. До сих пор вспоминают.

В детстве и в первые школьные годы близнецов часто путали. Девочки старались сделать одинаковые прически. Сейчас рассматривая фотографию тех лет, где они с октябрятскими звездочками, сестры затрудняются определить, кто из них кто.
Класса с четвертого учителя научились их различать. Семья жила в поселке Маяк, там была только начальная школа. Дальше учились в селе Лебедевка, жили в интернате, близнецов поселили в разные комнаты.
— Я всегда любила длинные волосы, делала какие-то хвостики, — вспоминает Елена Андреевна. — А Ира короткие стрижки предпочитала.
Носили одежду, которую покупали родители, или что досталось от старших сестер. Потом вышли замуж, у Елены трое детей, у Ирины двое. Пока ребятишки были маленькие, о своих нарядах особо не задумывались, забот хватало. Когда дочери и сыновья выросли, мамы уже могли и на себя деньги потратить. Стали выбирать похожую одежду.

— Ко всем праздникам стараемся купить одинаковые платья, кофточки, — замечает Ирина Андреевна. — У нас много таких идентичных комплектов.
Если одна сестра покупает блузку, звонит второй, приобретает две.
Близнецы в один голос говорят, что по характеру они схожи. Понимают друг друга с полуслова. В приоритете всегда семья. Поэтому всегда вместе.
— Мы одинаковые, мы дополняем друг друга, — поясняет Елена Андреевна. — Мы даже болеем с ней похоже. Занемогла одна, следом вторая.
— Мы вдвоем дополняем друг друга, как бы там не сложилась судьба, друг без друга никуда, — добавляет в унисон Ирина Андреевна.

Между сестрами большая внутренняя связь. Так, иногда в один голос говорят об одном и том же. Одна начинает, а вторая подхватывает, чувствует, о чем вторая половинка хочет сказать. Созваниваются практически каждый день. Это уже стало многолетней привычкой.
Близкие могут их отличить, а вот знакомые иногда путают, не догадываясь об этом. Например, когда Ирина Андреевна с мужем приезжала в Искитим, с ней на улице здоровались сослуживцы сестры.
Курьезный случай произошел, когда Ирина Андреевна работала на ферме. Главный ветврач совхоза обедал в пельменной в Искитиме. И туда пришла Елена с мужем. Он ей махнул, женщина внимания не обратила. Потом через какое-то время Елена приехала на ферму.
— Врач стоит, смотрит на нас удивленно, не знал, что у меня сестра-близнец есть, — смеясь, вспоминает Ирина Андреевна. — Потом мне говорит, мол, подумал, что я с другим мужчиной была в Искитиме. Но не стал об этом рассказывать тогда.
Как-то в советские годы руководство завода и свинокомплекса договорились о том, что работникам продадут поросят. Когда цементники приехали в совхоз за мясом, увидели Ирину Андреевну. И приняли ее за свою сослуживицу. Решили, что ее от профсоюза отправили продавать этих поросят.

Ситуации, когда сестер принимают друг за друга, продолжаются до сих пор. Так, Елену Андреевну часто путают с председателем Совета ветеранов, подходят незнакомые люди, здороваются.
Сейчас сестры не пытаются специально подчеркнуть свои различия, зато в подростковом возрасте стремились к этому, не хотели быть похожими. Повзрослели, и как-то стали более тепло относится друг к другу. Все-таки родственные души.
Различить близнецов можно так: Елена Андреевна водит машину, а Ирина Садыкова — мотик.
— Работала на двух фермах, одна от другой в трех километрах, ездила на велосипеде, — пояснила Ирина Андреевна. — Поэтому как только появились мотики, сразу мне его купили. И по деревне удобнее на таком транспорте передвигаться. Я ведь староста села, дел много.
Профессии выбрали разные. Ирина рано вышла замуж, уехала к сестре в Старый Искитим. Учиться возможности не было, работала в совхозе. Елена окончила педагогический техникум, когда на цемзаводе работала, получила образование по профилю.
Елена Андреевна много лет играла в КВН, постоянно участвовала в заводских концертах, была заводилой, читала стихи. На все выступления приглашала сестру. А сама, приезжая в село, не пропускает праздничные мероприятия.
— Мы и общественники, и хозяйственники, трудоголики по натуре, — с улыбкой замечает Ирина Андреевна. — Это даже не наша заслуга, а наших родителей, потому что они нас приучили, что во всем важен порядок. Каждая чашка должна стоять на своем месте.
В 2026 году сестры отметят 65-летний юбилей. Вся семья соберется за большим столом. А близнецы, по многолетней традиции, купят себе одинаковые наряды. И будут дальше идти по жизни вместе, поддерживая и дополняя друг друга.
Анна Зубарева, фото автора




