Первый в Искитимском районе центр развития и коррекции «Искорки» открылся на базе детского сада «Огонек» рабочего поселка Линево. Высококвалифицированные специалисты оказывают консультативную помощь родителям, проводят диагностическую, психолого-педагогическую и коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
По словам заведующей детским садом «Огонек» Марины Долгополовой, идея создать такой центр возникла не спонтанно. В учреждении логопед и психолог занимаются с ребятишками постоянно.
С каждым годом больше появляется нуждающихся в дополнительной помощи детей, не только с проблемами с произношением, а не говорящих вообще. В Искитимском районе есть центр реабилитации, но он не может охватить всех. И курс там длится 10 дней, этого мало ребенку, нужно заниматься постоянно и в системе.
В детском саду были свободные кабинеты, решили открыть центр коррекции и развития. Полтора года готовились, накапливали материалы, оборудование покупали на свои средства, потихонечку собрали все, что пригодится в работе.
— К нам могут обратиться родители детей, которые нуждаются в помощи, — пояснила Марина Долгополова. — Для этого нужно позвонить, контакты размещены на нашем сайте, в группах в соцсетях. Мы пригласим на консультацию, посмотрим документы, выслушаем, какая проблема у малыша. Проведем диагностику. И на основании этого создадим программу, по которой с ним будут заниматься специалисты в течение учебного года. «Дорожная карта» разрабатывается для каждого ребенка индивидуально.
Центр открылся в середине ноября, но уже обращаются за помощью родители с детьми из разных населенных пунктов района.
— Посмотрим, как это все дальше будет развиваться, — добавила Марина Викторовна. — Если все хорошо пойдет, и наша помощь будет востребована и действенна, может, выйдем на какой-то другой уровень, либо комбинированный детсад придумаем. Данное направление сейчас нужное. Элементы и техники нейро-педагогики воспитатели использовали всегда в работе, а в центре они все объединились. И применяются в комплексе системно.
Логопед-дефектолог Елена Михайленко в центре «Искорки» занимается развитием и коррекцией речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Если у ребенка есть показания, проводит дифференцированный логопедический массаж, для которого приобрели необходимое оборудование.
Логопед-дефектолог Елена Михайленко показывает оборудование кабинета
— Курс лого-массажа соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям, — подчеркнула Елена Михайленко. — Мы получили все необходимые сертификаты. У меня есть медицинское образование.
Предметно-развивающая среда кабинета для удобства поделена на основные зоны для проведения коррекционно-развивающей работы.
Для развития мелкой и артикуляционной моторики есть необходимые игры.
Важно развивать речевое дыхание. Для этого тоже приготовлены специальные инструменты для упражнений.
— Если не будет плавной и сильной воздушной струи, не сможем поставить, например, звук «с», — пояснила Елена Михайловна. — Учим ребенка правильно дуть, чтобы развить речевое дыхание.
Учат детей грамматическому строю речи, правильно выстраивать фразы, а также увеличивают словарный запас.
Есть различные нейро-игры, балансировочные дорожки и многое другое.
На такой дорожке надо выполнить задания.
— Мы используем не просто массажные коврики, а усложняем задачу, — рассказала педагог. — Добавляем различные упражнения, их выбор зависит от конкретной задачи, которую мы в данный момент решаем, от цели, которую преследуем на том или ином занятии. Все проходит в игровой форме, у нас много различных материалов и игр, дети с таким удовольствием приходят, им нравится заниматься.
Педагог-психолог Анна Малышева показывает нейро-тренажеры
Психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей проходит под руководством педагога-психолога Анны Малышевой.
— Я работаю в двух направлениях: это беседы, консультации, тренинги и мастер-классы с родителями, — пояснила Анна Малышева. — Второй этап — знакомство с детьми, выявление проблем с помощью диагностики, определение уровня возрастного, эмоционального, интеллектуального развития. И на основе этих данных для каждого ребенка составляем образовательный индивидуальный маршрут. Мы с родителями обговариваем, в каком направлении будем двигаться. От этого зависит наполнение коррекционно-развивающих занятий.
В кабинете организованы мини-центры, каждый из которых решает определенные задачи.
Например, для развития мелкой моторики есть все необходимые специальные тренажеры, различные виды мозаик и так далее.
В центре двигательной активности применяют специальные тропинки, дорожки, балансиры, прыгают в классики.
Есть центр конструирования, математики и другие.
Педагог-психолог Анна Малышева, заведующая детским садом МАрина Долгополова и логопед-дефектолог Елена Михайленко
— В центре эмоций мы работам над самоконтролем, — рассказала Анна Малышева, — учимся контролировать свои эмоции, через игры и книги прорабатываем какие-то конфликтные ситуации, корректируем особенности поведения. Стараемся помочь ребенку в общении с миром.
В центре развития и коррекции «Искорки» не только работают с детьми, но и обучают родителей, чем они могут заниматься с ребятишками дома, чтобы поддержать те действия, которые их сыновья и дочери выполняют на занятиях, чтобы добиться большего эффекта совместными усилиями. Все занятия проводятся бесплатно.