Фестиваль ученических проектов и исследовательских работ «От школьного проекта к профессиональной карьере» в 14 раз прошел в Искитимском районе в дни весенних каникул. С каждым годом количество участников увеличивается, растет качество работ, профессионализм в воплощении идей.
По традиции принимали юных исследователей Гимназия №1 и школа №4 Линево. Школьники занимались исследованиями в разных областях знаний, их работы были разделены на несколько секций, более 200 проектов представлено экспертам. Было организовано 24 круглых стола.
Сначала отбор проектов проходит на уровне школы, лучшие участвуют в районном фестивале. А победители могут представлять свои работы на региональных конкурсах.
По словам заместителя директора учебно-методического центра Искитимского района Светланы Лаврентьевой, дети удивляют каждый год. С появлением в школах Точек роста, развитием национального проекта «Образование», в рамках которого происходит оснащение школ новым оборудованием и техникой, появляются не только идеи, они уже воплощаются в жизнь. Тем более в Искитимском районе есть хорошая база для профессиональной ориентации. Эффективно работают центр дополнительного образования детей и центр научно-технического творчества «Спутник», который выходит на связь с производством, непосредственно со специалистами, которые становятся наставниками детей.
— Наша задача — дать профессиональную ориентацию, — подчеркнула Светлана Лаврентьева, — мало посмотреть фильм про профессию, главное, когда ты сам попробовал на практике что-то сделать. Мы надеемся, что проектная деятельность поможет ребенку сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути.
На пленарной части участники фестиваля заслушали два доклада. Девятиклассницы школы №1 Линево Ирина и Александра Лазаренко представили проект «Воспитание патриотизма через кадетское образование». Юные исследователи пришли к выводу, что чем раньше начнется формирование патриотических качеств школьников, тем более устойчивее они будут.
Научно-исследовательский проект «Альтернативные идеи прототипов химической лаборатории для угледобывающего предприятия» разработали девятиклассники школы №3 Линево Артем Бланк, Григорий Лущик и Надежда Менская.
Проект вырос из конкретной производственной задачи, которую решали ребята на профильной игре «Сделай шаг». Для школьников провели экскурсию в химическую лабораторию и предложили поискать альтернативные идеи исследования качеств угля, создать мобильную лабораторию. За неделю школьники нашли целых три варианта.
Разработали макет, 3D-модель мобильной лаборатории, программу оптимизации работы лаборатории, используя современное оборудование, которое позволяет быстрее исследовать характеристики угля. А также предложили поточный анализатор. Оценили плюсы и минусы всех вариантов.
Идеи искали в интернете: теорией занималась Надежда Менская, мальчики работали в программе «Компас» и создавали 3D-модели. К фестивалю ребята более основательно проработали свой проект.
— Мы передали наши идеи руководству лаборатории предприятия, — отметил Артем Бланк, — они высоко оценили нашу работу и поблагодарили. И пожелали нам удачи в следующих проектах. Работа над этим проектом дала нам новые знания, было интересно заниматься. Я освоил новую программу для 3D-моделирования. И это мне пригодится в будущем, потому что хочу поступать в колледж информатики.
После пленарной части началась работа по секциям. Ребята удивляли разнообразием идей и оригинальностью подходов к решению тех или иных практических или научно-исследовательских задач.
Так, например, девятиклассница школы села Завьялово Анна Гурьянова увлекается агрономией, поэтому провела исследование: востребована ли профессия агронома в наши дни?
— Профессия агронома почетна и будет цениться дальше, — сделала вывод девятиклассница, — потому что человечество всегда нужно кормить. У меня дедушка был агрономом, я участвовала в различных конкурсах, агрономия меня увлекла, мне это интересно. Планирую поступить в аграрный университет. Работу хочу найти ближе к дому, поэтому мне и стало интересно, нужны ли такие специалисты.
На секции «Естественные науки» ученица Гимназии №1 Линево Полина Голомзик поделилась результатами эксперимента, в котором участвовала ее семья: «Сахар не наркотик? 30 дней без сахара».
Полина говорит, что всегда ела много сладкого. Прочитала научные статьи, задумалась о том, что сахар несет вред здоровью.
— Решила, что было бы полезно ограничить на некоторое время его потребление, — пояснила Полина. — Родители меня поддержали, потому что одной мне было бы сложнее. И полезно будет всем.
Дольше всех без сахара продержалась мама. Но, к сожалению, эксперимент закончился плачевно: ограничение сладкого стало сказываться на моральном самочувствии семьи.
— Поэтому я сделала вывод, что резко отказываться от сладкого не стоит, — уверена Полина Голомзик, — надо делать это постепенно. Мы с родителями в будущем предпримем еще одну попытку. Но надо найти альтернативу: заменять сахар чем-то другим, чтобы не страдать морально.
В секции «Дополнительного образования» третьеклассник Владимир Предихин представил проект «От простого сложному», подробно рассказал, как он создавал макет диорамы, посвященный авиации.
— Я практически освоил разные технологические приемы авиамоделирования, — отметил Владимир Предихин, — работы с разными материалами. Теперь знаю, как устроен самолет, и почему он может летать. Освоил работу со слесарными инструментами.
На секции «Технология (профориентация и конструирование)» девятиклассник школы станции Евсино Илья Михайлов презентовал макет дома.
— В будущем хочу построить свой дом, — пояснил Илья. — И вот летом собрал это чудо. Довольно хорошо получилось изобразить макет, главное теперь — прикинуть цену и масштабы его в реальности. Эксперты отметили, что замечательный домик, но есть пара нюансов. Так, например, не учел, что из-за такого положения балок дом просядет. Мне четырех баллов не хватило до первого места. Наградили дипломом второй степени. Буду работать над проектом дальше, чтобы устранить все недочеты.