Новосибирский областной суд рассмотрел апелляционное представление прокурора, апелляционные жалобы представителей Департамента образования мэрии города Новосибирска и родителей виновника происшествия по гражданскому делу о взыскании компенсации морального вреда.
Суд рассмотрел дело о компенсации морального вреда после того, как ученица Нина получила травму в школе. 25 апреля 2023 года в одной из гимназий Новосибирска ученик первого класса Максим толкнул Нину, и она упала. Девочка получила переломы руки и испытала сильную боль. Ей пришлось перенести операцию и амбулаторное лечение.Согласно заключению судебно-медицинского эксперта, ребенку причинен вред здоровью средней степени тяжести.
В августе 2023 года сотрудники полиции в возбуждении уголовного дела отказали из-за возраста нападавшего. Тогда отец Нины обратился в Кировский районный суд с иском к гимназии, Департаменту образования мэрии Новосибирска и родителям Максима. В исковом заявлении мужчина указал, что дочь испытала физические и нравственные страдания от травмы, некоторое время не могла вести привычный образ жизни, не посещала образовательное учреждение, была вынуждена прекратить посещение секции «Самбо», не смогла участвовать в выступлении хореографической студии.
Он требовал взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 500 тысяч рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 70 тысяч рублей.
Кировский районный суд частично удовлетворил иск. С гимназии взыскали расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. В случае недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам гимназии возложили на Департамент образования мэрии Новосибирска. С родителей Максима суд взыскал компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме 30 000 рублей.
Представители ответчиков и прокурор не согласились с решением суда. Они указали на завышенный размер компенсации. Семья Максима является многодетной, а размер компенсации несоразмерен причиненному вреду и не соответствует требованиям разумности и справедливости. В апелляционном представлении прокурор также отметил, что обязанность по возмещению морального вреда должна быть возложена на учебное заведение, а не на родителей. Так как учреждение, под надзором которого находятся малолетние дети, обязано обеспечить безопасность каждого ребенка. В том числе от действий других малолетних детей, которые недееспособны в силу возраста и не могут до конца понимать значение своих действий и руководить ими.
Новосибирский областной суд частично удовлетворил апелляционные жалобы и апелляционное представление. Размер компенсации снизили. Судебная коллегия по гражданским делам отказалась взыскать компенсацию с родителей ученика и возложила на учебное заведение выплату компенсации морального вреда в пользу несовершеннолетней в размере 300 000 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей.