На днях комиссия Законодательного Собрания Новосибирской области по экологии обсудила проведение в городе Искитиме эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ.
Эксперимент ведётся в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Министр природных ресурсов и экологии региона Евгений Шестернин отметил, что эксперимент будет проводиться с 2025 года. Цель – снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ к 2036 году на 50 процентов, по сравнению с 2020 годом. В настоящее время утверждён сводный расчёт выбросов в Искитиме, определён перечень из одиннадцати приоритетных загрязняющих веществ. Составлен проект комплексного плана для достижения цели эксперимента, он включает строительство городской модульной котельной на газообразном топливе, рекультивацию объекта размещения твердых коммунальных отходов, перевод частных домовладений с угольного или печного отопления на газовое, приобретение автобусов на газомоторном топливе.
Вице-спикер Законодательного Собрания Ирина Диденко акцентировала внимание на еще одном направлении работы. «Мы должны всеми силами включиться в нацпроект, – подчеркнула она. – Не просто исполнять те направления, которые согласовало Минприроды, но работать на результат. Напомню, что мы говорили о необходимости озеленения. Это тоже важная задача».
Глава города Искитима Сергей Завражин сказал, что, по данным мониторинга Росгидромета, город расположен в зоне неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условий, вследствие чего в отдельные периоды происходит интенсивное накопление вредных веществ в атмосфере и формирование высокого уровня загрязнения. Ситуация остается напряжённой. Годовой объём выбросов загрязняющих веществ составляет 21,8 тысячи тонн, из них от промышленных объектов – 19,8 тысячи тонн, от автономных источников теплоснабжения частного сектора – 1, 7 тысячи тонн, от автотранспортных потоков – 0,293 тысячи тонн.
Ирина Диденко привела в пример увиденный собственными глазами факт, как по улицам города едут грузовики с не закрытым ничем щебнем в кузове, поднимают пыль, а часть груза высыпается на дорогу.
Какие механизмы используются, чтобы побудить перевозчиков надлежащим образом укрывать грузы? На этот вопрос депутата Игоря Умербаева ответил Сергей Завражин: «На территории города Искитима расположено три больших карьера и, к сожалению, вывезти грузы, минуя город или проезжая мимо города, возможности нет. Определен маршрут, который затрагивает наименьшее количество населения, предоставляя ему неудобства. Но не все перевозчики этим маршрутом пользуются, проезжают по кратчайшему пути. Мы проводим совместно с Госавтоинспекцией рейды. Более 100 штрафов с начала года уже наложили за несоблюдение требований к перевозке грузов. В местах, где наибольшее количество нарушений, установили камеры. Готовим законодательную инициативу по увеличению суммы штрафов по статье 12.21 Административного кодекса».
На промышленные предприятия приходится большая часть выбросов загрязняющих веществ в Искитиме. На этот факт обратил внимание депутат Александр Барсуков. Главный научный сотрудник Института вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения РАН, доктор физико-математических наук Владимир Рапута разъяснил: «Основным загрязнителем атмосферы города Искитима является бензапирен. Его концентрации очень высокие, данные снеговых наблюдений это постоянно подтверждают. Мониторинг мы ведем уже несколько десятков лет. Конечно, все меры, которые предлагаются, они, безусловно, полезны, но носят все-таки локальный характер. Бензапирен – глобальный фактор. Это продукт неполного сжигания органических соединений – угля, дров – и в том числе промышленного производства. Очень больная тема – электродный завод: он-то как раз и является довольно значимым источником, снеговые данные это показывают. Разница загрязнения снега в районе Ложка и в центре Искитима отличается примерно в 36 раз».
Ярослав Фролов отметил, что одна из задач федерального проекта – на основании данных мониторинга обязать хозяйствующие субъекты усилить контроль за выбросом вредных веществ.
«В данный момент идет согласование плана мероприятий по проекту «Чистый воздух», – резюмировал Ярослав Фролов. – Согласованы несколько крупных масштабных мероприятий, в том числе строительство газовой котельной на станции Ложок и газификация частного сектора города Искитим. Но сама суть проекта предполагает, что и область, и муниципалитет участвуют в софинансировании мероприятий. Сегодня глава города нам доложил о том, что уже сделано: приобретено пять автобусов на газомоторном топливе, идёт газификация частного сектора. На сегодня актуально асфальтирование дороги по улице Береговая, через которую перевозят сыпучие материалы, и приобретение техники для уборки улиц. Реализация проекта продолжается».