Образование

Педагог из Искитима побывала на «Большой перемене»

Фото из личного архива Натальи Скидан

Учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Искитима Наталья Скидан побывала на фестивале детства и юношества «Большая перемена». Своими впечатлениями она с удовольствием делится с нашими читателями.

Пространство ВДНХ в Москве стало открытой площадкой для проведения фестиваля детства и юности «Большая перемена». В этот день парк ВДНХ принял более восьми тысяч человек из «Большой перемены», «Российского движения школьников», «Юнармии» и других детских и молодежных организаций. В число приехавших на фестиваль вошли участники проекта «Битва хоров» и других молодежных кастингов, а также представители ведущих российских компаний и эксперты в сфере науки, культуры, образования, спорта, волонтерства и предпринимательства.

Важно, что участниками фестиваля стали не только представители юношеского сообщества, но и педагоги-наставники, кураторы из сферы формального и неформального образования. Площадка «Учительская» собрала в своем шатре участников самых разных конкурсов и проектов: «Учитель года России», «Лига Лекторов», «Флагманы образования», «Большая перемена», «Форум классных руководителей». И разговор на этой площадке был интересным, конкретным, профессиональным.

Фото из личного архива Н.Скидан

Как я там оказалась

Работа площадки — как и всего фестиваля — осуществлялась в открытом режиме: никаких пропусков или лимитов. Но при этом каждый из проектов приглашал на площадку своих спикеров, которые могли бы активно участвовать в обсуждениях. В число приглашенных от Форума классных руководителей попала я. От ФКР нас было пятеро. Если говорить о географии, то это Хакасия, Новосибирская область, Омская область, Челябинск и Волгоград.

Что обсуждали

Работа «Учительской» была организована достаточно плотно: с 11 до 19 часов с небольшими кофе-паузами. Темы – самые актуальные. Как стать автором журнала «Семья и школа»? Какие возможности для конструирования современного учебного занятия дает платформа Цифрового образовательного контента? Привлекало, что это были не какие-то сухие доклады от учредителей и разработчиков, а искренний, живой разговор о нужных и востребованных современной школой технологиях и инструментах. Кстати, с ЦОК стоит ознакомиться и родителям и детям, тем более что сейчас, в летний период, эта платформа предлагает ряд интересных курсов https://educont.ru/

Очень продуктивно была организована сессия, посвященная обсуждению траекторий развития компетенций современного педагога в разных образовательных проектах. Нередко активный учитель слышит в свой адрес прагматичное замечание: «Зачем тебе это нужно?». Групповая работа на сессии показала, как участие в конкретном проекте помогает «прокачивать» те или иные компетентности, без которых современный учитель не мыслим. Креативность и коммуникабельность, стремление к саморазвитию, и харизматичность, умение вызвать доверие школьника, навык оставаться на связи в формате 24х7 и при этом сохранять свою самость – этому всему на курсах повышения квалификации не научишься. А вот найти в федеральных проектах и профессиональных сообществах нишу для развития в себе этих навыков вполне реально.

Фото из личного архива Н.Скидан

Яркой стала дискуссия, призванная определить знаковые тренды в отечественной педагогике в преддверии Года педагога и наставника (2023 г.). Нам дали возможность озвучить все сокровенные профессиональные и просто человеческие чаяния: хорошо было бы увидеть в наших городах баннеры социальной рекламы, героями которой стали бы учителя, их результаты работы; необходим достойный образ учителя в современном российском кинематографе (образ героя Вячеслава Тихонова из «Доживем до понедельника» великолепен, но нужен и современный герой); хочется, чтобы у учительства появилась «Карта Ушинского» (по образцу Пушкинской карты), которая бы поддерживала культурное саморазвитие педагога. Мы говорили и о софинансировании санаторного отдыха учителя, и о более доступных возможностях стажировок на площадках Летово, Сколково, Сириуса. Так хотелось бы получить возможность образовательного путешествия, скажем, для учителя географии совершенно уникальной стала бы поездка на Байкал или на Камчатку. Говорили, разумеется и о повышении заработной платы, но это не было главной точкой, вокруг которой шли разговоры. Сами участники выходили на эмоциональную, моральную оставляющую – удовлетворение должен приносить труд и то, как его принимает не только педагогическое сообщество, а общество в целом.

Модератором дискуссии был Антон Назаров, советник Министра просвещения РФ, который отметил, что все предложения, все вопросы, поднятые в этой дискуссии, войдут в круг обсуждения мероприятий Года педагога и наставника на самом высоком уровне.

Фото из личного архива Н. Скидан

Вишенка на торте

Безусловно, участие в фестивале Большой перемены само по себе стало очень ярким событием в жизни. Но эта поездка в Москву была наполнена небывалыми впечатлениями еще и потому, что позволила встретиться вживую участникам сетевого сообщества ФКР. Год в сети, в тесной переписке помогли узнать людей, с которым ты никогда до того не встречался, очень близко. Одна из наших участниц – учитель музыки. Когда на площадке «Учительской» она взяла в руки гитару, а мы дружно и слаженно начали подхватывать любые песни с первых аккордов, многие удивлялись, что делам мы это впервые вот в этой компании. К слову сказать, в сообществе ФКР более 85 тысяч подписчиков. Из этого сообщество давно уже возникло несколько линий чатов. В нашем чате, которому скоро уже год, чуть более 200 человек. И живет чат 24/7. Потому что в нем участники от Магадана до Краснодара. Сейчас мы все ждем нового Форума. Уже прошли отборочный тренажер. А для тех, кто хочет провести профессиональный апгрейд, найти близких по духу людей, советую стать участником сообщества ФКР (https://vk.com/vfkr_ru). В этом году вы уже не войдете в число участников очного формата форума, но онлайн-участие тоже продуктивно и щедро вознаграждается командой ФКР, в которой работают, поверьте, профессиональные, внимательные, терпеливые и очень отзывчивые менеджеры.