В последние полгода дорога Искитим — Легостаево стала большой проблемой для местных жителей и власти. Большегрузы, день и ночь перевозящие инертные материалы, разбили полотно так, что ехать по нему не просто проблематично, но и опасно.
В прошлую пятницу ранним утром легостаевцы собрались у клуба, чтобы поставить подписи под письмом-обращением, направленным и главе района, и губернатору области, и даже Президенту РФ. Они решили, что необходим общественный — народный — резонанс, чтобы на них обратили внимание.
Вот мнения лишь некоторых жителей села Легостаево Искитимского района.
Николай Павлович Сергеев, старожил села Легостаево:
«Ситуация у нас аховая: не дай Бог, через полгода-год мост развалится, то жизнь у нас здесь закончится, последним пенсионерам деваться некуда будет. То, что за мостом – Малиновка, Новососедово – им выехать вообще некуда будет. Если нам еще с этой стороны можно выехать в сторону Гусельниково и Линево, то там уже полная блокада, хана – деревня развалится».
Киргинцев Владимир Евгеньевич, житель села Легостаево:
«Недавно я налетел на камень, пробил поддон, мне ремонт обошелся в 50 тысяч рублей. Я частенько выезжаю: и по делам, и в больницу… И если каждый раз такие ремонты – денег не набраться таких!..»
Кашников Николай Михайлович, с 2002 по 2010 – глава Легостаевского сельского совета:
«У нас до 2003 года дороги были отвратительные, а пришли маслянинцы, за 3 года довели эту дорогу до ума. Кому там, в вышестоящих органах, пришло в голову поменять эту компанию на «шарашкину контору»? Ни техники, ни людей нет…Это – одна сторона медали.
Другой вопрос – большегрузный транспорт возит день и ночь грузы. Мост рассчитан на 30 тонн, а один только «Шаман» везет 40 тонн при собственном весе в 17 тонн.
Кто-то должен принимать какое-то решение?! Конечно, мы понимаем, что это – новая организация, ей надо развиваться, но не за счет же населения?! Надо искать какие-то другие варианты!»
Елена Александровна Савинова, местный предприниматель:
«У нас здесь торговое предприятие. Логистика поднимает стоимость своих услуг, а то и вообще отказывается ехать к нам – дорога плохая. Местная пекарня закрыта, хлеб привозной. Может такое случиться, что население останется без самого необходимого».
Любовь Ивановна Сычева, пенсионерка, проживает по улице Советской в селе Легостаево
Невыносимо стало жить – машины гоняют, гремят, покоя нам, пенсионерам, нет. Дорога трясется так, что в доме косяк отвалился, ямы радом с домом огромные, фундамент трескается».
Андрей Николаевич Сокол, председатель совета депутатов Легостаевского сельского совета, водитель школьного автобуса:
«В этом году два колеса со школьного автобуса выбросил – пробил по дороге. И на своей машине два колеса новых в этом году выкинул. Дороги ужасные. На машинах ездить невозможно.
Сейчас, чтобы детей в Линево отвезти на соревнования, мы выезжаем на час раньше – полтора часа едем. Дети, хоть и пристегнуты, но кочки такие, что дети трясутся в салоне, устают очень».
Анастасия Маратовна Дельянская, многодетная мать:
«У нас шестеро своих детей. Мы возим их 4 раза в неделю в Линевскую детскую школу искусств. Дорога в отвратительном состоянии, машина требует ремонта после каждой поездки. С весны – с апреля – дорогу стали просто «убивать». Обслуживающая организация на наши письма отвечает, что дорогу отсыпают, грейдеруют, но по факту ничего этого не происходит. Я лично обращалась в ТУАД к дежурному по нашему участку, написано письмо в приемную Губернатора НСО и в приемную Президента РФ. Пока ответы не поступили».
Александр Петрович Абаскалов, начальник пожарного поста (обслуживает 10 населенных пунктов):
«Такие разбитые дороги у нас впервые. Это благодаря большегрузам, которые по ним активно ездят. Наша пожарная часть была организована с таким расчетом, чтобы до всех деревень прибытие было в течение 20 минут с момента вызова. Сейчас у нас момент прибытия увеличился практически в два раза – вместо 20 минут, мы до ближайших населенных пунктов доезжаем за 40-45 минут.
Так же и другие быстрореагирующие организации, типа скорой помощи, тоже имеют такие же проблемы. Люди бьют свою технику, никто же ее не восстановит им».
По словам главы МО Легостаевский сельский совет Елены Загоскиной, дорога, ведущая от населенного пункта до районного центра, принадлежит ТУАДу НСО. «Обслуживает нас Новосибирскавтодор, а именно Салаирское ДРСУ. Ни местная администрация, ни район не имеет полномочий обслуживать эту дорогу», — рассказывает Елена Александровна.
— Конечно, развитие промышленности – это хорошо и правильно, но для нашего отдаленного туристического края это обернулось серьезной проблемой и большим коллапсом, — продолжает глава сельсовета. — Потому как дорожное покрытие уже не выдерживает никаких нагрузок: везут щебень и камень из Тогучинского района на наши местные разрезы. Некоторые водители соблюдают скоростной режим, но основная масса – нет.
Наша местная автомобильная техника очень быстро приходит в негодность. С учетом того, что основное население у нас пенсионеры, для них это неподъемные траты.
Мы переживаем за прохождение экстренных служб, ведь время прибытия увеличивается в разы. И пассажирский транспорт сейчас будет ломаться, а на прошлой неделе автобус просто не приходил.
Дорога – это наша жизнь, если мы ее лишимся, то мы всего лишимся. В настоящее время идет доставка твердого топлива – дрова и уголь, боимся, что хлеб скоро перестанут возить. К тому же у нас есть жители, которые ездят на работу в другие населенные пункты. От того, что автобус не пришел, многие опоздали на работу – не каждый работодатель будет «входить в положение».
И наконец, туристическая привлекательность наших мест снижается.
Стоит отметить, что все жалобы, а также видео-, фотоматериалы специалисты администрации сельсовета чуть ли не ежедневно отправляют в ТУАД, пишут письма в районную и областную администрации.
— Глава Искитимского района Юрий Владимирович Саблин держит эту ситуацию на контроле, — говорит Елена Загоскина, — все фотоматериалы я высылаю ему, к тому же он часто сам бывает у нас.
Накал народного возмущения не мог не вызвать ответную реакцию администрации Искитимского района: было созвано совещание, где все стороны очередной раз пытались договориться и выбрать оптимальный вариант решения проблемы.
О некоторых результатах совещания рассказал заместитель главы района Алексей Иванович Колотий. В частности, он сказал: «Сегодня наших жителей беспокоят направления Линево–Гусельниково, есть проблемы в Усть-Чемском сельсовете, Легостаевском сельсовете. Все эти дороги принадлежат Территориальному управлению автомобильных дорог. Министерство транспорта на некоторые участки добавляет денежных средств.
Подрядные организации согласовывают с нами те участки и маршруты, на которые надо обратить особое внимание. Это, в первую очередь, школьные маршруты, дороги, где идет пассажирский транспорт.
Ситуация этого года характерна тем, что слишком обводнен грунт из-за частых обильных дождей. И такое покрытие требует постоянного грейдирования после каждого дождя. В контрактах же подрядных организаций заложено грейдирование один-два раза в месяц, денег на частое грейдирование просто недостаточно.
Вторая специфика этого года – сильно возросло количество грузовых автомобилей на территории нашего района. Это связано с развитием: к нам заходят новые участники рынка. И это не может не сказываться на дорогах.
Много критики от населения идет в сторону нашего нового предприятия – «Разреза Богатырь», который обустраивает сейчас свою инфраструктуру, старается как можно быстрее создать все необходимое для работы — в первую очередь, свои дороги.
На днях, по инициативе администрации района, состоялась встреча с руководством «Богатыря»: все обязательства они подтверждают, более того, сумма этих обязательств несколько увеличивается. Всё будет сделано, правда, есть сдвижки сроков. Возможно, асфальтовое покрытие поврежденных участков будет уложено только в следующем году. Между тем, участки, к примеру, в направлении Линево-Гусельниково будут приведены в нормативное состояние уже в этом году. Минтранс принял решение о выделении дополнительных средств на дорогу Искитим-Легостаево, эти средства дойдут до подрядной организации и все необходимые работы будут выполнены. Кроме того, до наступления зимы «Богатырь» обещает прекратить автотранспортные грузоперевозки, и в дальнейшем перейти на использование железнодорожного транспорта.