Искитимский район новости Образование

Через игры и тренинги – к выбору профессии

Помогает школьникам в осознанном выборе профессии специальный проект, который реализовывает Новосибирская региональная общественная организация по работе с детьми и молодежью «Нешкола».

Директор организации Светлана Раевская, педагог по образованию,  профориентацией занялась три года назад. Когда возникла необходимость помочь собственному ребенку в выборе сферы деятельности, оказалось, что обратиться не к кому, никто такую работу не ведет. Стала изучать проблему основательно.

«По данным статистки  у нас только 27 процентов людей работают по той профессии, которой они обучались, — замечает Светлана Николаевна. —  То есть бездарно тратятся годы, время, а зачастую еще и деньги. Поэтому важно помочь ребенку правильно сделать выбор в самом начале жизненного пути».

Светлана Раевская

Светлана Раевская подобрала программу, прошла обучение в Новосибирском образовательном проекте. Зарегистрировала некоммерческую организацию, в 2020 году выиграла конкурс Фонда президентских грантов.

Причем заявку подготовила под линевскую школу №3, так как администрация образовательного учреждения была заинтересована в этом проекте. В нем участвовали  учащиеся 9, 10 и 11классов. Полгода дети учились осознано выбирать профессию с учетом своих интересов, склонностей, способностей и навыков.

Школьники на профориентационном проекте «Мой выбор».

«Наши занятия отличаются от уроков основы выборы профессии, — поясняет Светлана Раевская. —  Мы тренеры, а не учителя, мы не пытаемся их научить, а стремимся поделиться опытом, рассказать, сколько всего интересного. Соответственно, создается совершенно другая атмосфера, дети более вовлечены, мы работаем в малых группах».

Классы разбивали на две части. И все упражнения, тесты и задания прорабатывались более индивидуально. Школьники получили новый опыт, знания, ответы на свои вопросы.

На протяжении всего проекта ребятишки заполняли «Матрицу профессии», выполняли задания в специальных рабочих тетрадях. В конце вся информация была собрана в единую матрицу выбора, и ребята узнали, какой они видят свою профессию, что для них важно и интересно.

На протяжении всего курса ребятишки заполняли «Матрицу профессии», выполняли задания в специальных рабочих тетрадях

Для некоторых результат оказался неожиданным. Кто-то пришел на проект с идеей об одной профессии, а к окончанию курса выбрал другую. А кто-то укрепился в своем решении и понял, что это действительно его дело.

Например, одиннадцатиклассница хотела стать фотографом. А на выходе оказалось, что ее привлекает гостиный бизнес и туризм. И здесь применима ее страсть к фотографии. «Мы из отдельных ее идей и интересов сложили пазл, — поясняет Светлана Раевская, — и она говорит нам, что да, это здорово, это действительно то, что ей надо».

В реализации проекта использовали оборудование, приобретенное на средства гранта. Это «Атлас новых профессий» и два комплекта игр «Мир профессий будущего». Они разработаны на основе «Атласа», внутри каждой зашито четыре разных варианта.

«Игры важны, так как это легкость подачи материала, — поясняет директор некоммерческой общественной организации «Нешкола», — например, дети учились ставить цели: что они хотят получить через 20 лет. Они с придуманным персонажем проходили его жизненный путь, определяли, что нужно сделать на каждом этапе, чтобы в итоге достичь задуманного».

При этом, как говорят тренеры, во время игр многие дети по-новому открылись. У кого-то прекрасное логическое мышление, а кто-то фантазер и оторван от жизни. В обычном общении это выявить было трудно. А игра, как фонарик, высвечивает все плюсы и минусы личности.

С интересом дети изучали «Атлас новых профессий». Он был создан на форсайт-сессии, в которой участвовали специалисты из разных отраслей. На доступной современной информации были сделаны прогнозы, какие профессии будут актуальны через 10-15 лет. То есть, в то время, когда дети выучатся и выйдут на рынок труда.

Участвуя в проекте, школьники узнали о так называемых над-профессиональных навыках. Тех, на которые сейчас ориентируются при приеме на работу: коммуникативность, работа в команде, креативность, эмоциональный интеллект.

«К сожалению, сейчас у детей это не на самом высоком уровне, — замечает Светлана Раевская,  —  потому что они поглощены гаджетами и теряют связь с реальностью. Соответственно, даже умению общаться друг с другом их надо учить».

На тренингах школьники проходили тестирование. Конечно, приобрести эти навыки в рамках ограниченного количества занятий нельзя, но организаторы проекта, прежде всего, ставили задачу донести до ребят информацию, что это важно, востребовано. И как эти навыки развивать, работая над собой.

Если детям требовалась дополнительная помощь, они обращались к тренерам. Те занимались с ними индивидуально, после занятий. Отвечали на вопросы в соцсетях, словом, общение шло постоянно.

Ребята вспомнили и визуализировали на флипчарте самые важные, интересные, запоминающиеся моменты всей программы.

«Мне хотелось помочь каждому ребенку, кто участвовал в нашем проекте, это 62 человека, — замечает Светлана Николаевна. —  Не все в итоге пришли к конкретным, осязаемым результатам. Особенно у нас выпадал 9 класс. Старшеклассники больше осознанно примеряют на себя профессии. Они более мотивированы».

В дальнейшем «Нешкола» планирует реализовывать проект в других школах Искитима и района. Есть материальная база, все необходимое для тренингов и занятий. А самое главное — желание организаторов помогать детям в выборе жизненного пути.

Анна Зубарева

Педагог из Искитимского района заняла второе место на региональном конкурсе

Фестиваль технического творчества прошел в Искитимском районе

Мультфильм о космосе сняли дети с родителями в Линево