Год назад министром региональной политики Новосибирской области был назначен Андрей Клюзов. В беседе с корреспондентом VN.RU он рассказал о новых общественниках, которых разбудила и объединила СВО и об инструментах поддержки со стороны правительства региона, о решении, которое подготовлено в Министерстве по решению кадрового вопроса в муниципалитетах.
VN.RU — Андрей Анатольевич, вы уже год в должности министра региональной политики. Как оцениваете этот новый для себя опыт?
Андрей Клюзов — Год — это много. Конечно, погрузился в детали работы министерства и не только, поскольку как у зампреда правительства у меня есть еще немало функций, требующих организации межведомственного взаимодействия. Здесь оказался вполне востребованным опыт проектной работы, суть которого в том, чтобы на коротком этапе, используя оптимальное количество усилий, получить конкретный результат, а не просто протоколы или проекты решений.
Конкретный пример — программа поддержки военно-патриотических клубов, которую предварительно назвали «Сибирь — территория мужества». Спасибо, кстати, «Боевому братству» за название. В прошлом году с коллегами начали с того, что провели паспортизацию всех клубов в регионе, которые значились как военно-патриотические. Выяснилось, что их на бумаге около 600, а реально работают не более 200.
Поэтому следующий этап нашей работы заключался в том, чтобы скоординировать работу клубов на основе единой платформы, единого подхода. Когда мы сами для себя определились, что нужно, пообщались с клубами, то областное правительство выделило 30 миллионов рублей на 2023 год, и почти 200 патриотических клубов в регионе получили на конкурсной основе материальную поддержку.
В конце декабря мы проведем в Новосибирске масштабный форум, где соберем на одной площадке региональные военно-патриотические клубы. Презентуем наработки, обсудим итоги работы в этом направлении, посмотрим, что получилось, а что еще нужно доработать. Посоветуемся и, вероятно, будем нарабатывать некий стандарт работы такого клуба.
— Одна из ключевых и сложных задач министерства — работа с органами местного самоуправления. А там, как, впрочем, во множестве сфер, насущная проблема — кадровый голод. Есть варианты решения?
Андрей Клюзов — Проблема формирования кадрового резерва в муниципалитетах есть, и не только в дальних районах. В Новосибирске, например, то же самое и на уровне мэрии, и в районных администрациях — очередей на муниципальную службу нет. Сегодня статус чиновника по разным причинам девальвирован. А ведь хорошо подготовленный, квалифицированный класс чиновников — это становой хребет государственной машины. Особенно это касается муниципального уровня власти, ведь он максимально близкий к людям. Президент — высоко, министр — далеко, а глава района или поселения всегда рядом… На помощь муниципальному уровню власти настроена команда губернатора в целом и, конечно, министерство региональной политики.
В подавляющем большинстве своем чиновники муниципального и регионального уровня — это трудяги, которые как рабы на галерах стараются решать свои задачи, часто не прописанные ни в каких инструкциях и никак не соизмеримые ни с их зарплатой, ни с возможностями бюджетов.
Естественно, как и в любой большой системе, не обходится без паршивых овец — казнокрадов, лентяев и так далее, но, во-первых, система сама это выявляет — есть внутренний аудит. Во-вторых, контрольно-надзорные органы всегда в строю.
Что же касается работы министерства по этому направлению, то, чтобы найти решение, например, по такой вакансии, как глава района или поселения, нужно понимать специфику — это специалисты, которым требуются без преувеличения уникальный состав знаний, навыков, компетенций. С одной стороны, кандидат должен быть достаточно подкован с точки зрения знания процесса муниципального управления, должен быть вхож в кабинеты власти на региональном уровне, должен понимать, уметь сформулировать и настойчиво отстаивать интересы района, не прятаться, не плакаться, а реально заниматься развитием территории при постоянном дефиците ресурса.
Потребностей на одеяло, а денег — на носовой платок: попробуй укрой все население, реши все проблемы. А ведь надо умудриться… Кроме того, этот человек должен хотеть прожить на территории в данном статусе хотя бы пять и более лет, чтобы те проекты, которые он или его предшественник задумал, получили развитие и завершение.
Учитывая это, мы сформировали свои предложения в систему регионального кадрового резерва. В первую очередь провели опросы по муниципалитетам, воспользовались наработками Совета муниципальных образований региона. Оценили со стороны, что районная элита думает о том или ином человеке. И нашли решение, с одной стороны, простое, с другой стороны, как мне представляется, единственно верное. Уже сейчас есть люди, которые работают в структуре районной или муниципальной администрации и видят свою карьерную траекторию именно там. Как правило, они не боятся этой работы, понимают задачи поселковой администрации или муниципалитета. Они достаточно молоды и при этом амбициозны. Это, как правило, ребята и женщины 35–45 лет. Мы отсмотрели и набрали порядка 50 кандидатов для потенциального продвижения. Теперь будем переходить к следующей стадии — запустим процедуру встреч, консультаций, тестов. Надо понять их готовность столкнуться с проблематикой на местах — с дефицитом кадров и подбором команды, с зарабатыванием уважения со стороны жителей территорий и многое другое.
Уважение и справедливость по отношению к людям, компетентность и эффективность по отношению к своим обязанностям — это основные требования к власти сегодня, да и в любые времена. И этим требованиям нужно соответствовать. Не знаю, получается ли это у меня. Надеюсь, что да. Проведите опрос, кстати, хотя бы экспертный. Очень хочется понимать истинное отношение к себе и оценку эффективности.
— Что может сделать работу по формированию кадрового муниципального резерва более эффективной?
Андрей Клюзов — В разговоре с потенциальными претендентами выяснилось, что из условных десяти человек семь не готовы уехать со своей территории, сменить место жительства, потому что обжились, дом, друзья, коллеги — они просто будут ждать, когда «сложатся звезды» в их районах, но вот, например, еще трое не едут, потому что сразу в моменте не решается системный вопрос, а именно предоставление служебного жилья сотрудникам администраций различного уровня. Мы можем, используя различные программы, в том числе федеральные, предоставить в районе жилье доктору, педагогу, а вот главе района или специалисту администрации — такой возможности нет. Ищем решения. Конечно, это наша задача как региона — предоставить приемлемое помещение для нашего же специалиста, его семьи.
Делимся опытом с другими регионами, общаемся с командами районов, с главами. Ищем выход и найдем непременно.
— Сквозная тема года — поддержка участников СВО и членов их семей. И тут тоже все пришлось начинать с чистого листа. Как сейчас оцениваете итог работы?
Андрей Клюзов — Губернатором создан и на постоянной основе действует штаб по поддержке СВО, в рамках этого штаба министерство является соисполнителем по ряду направлений. Наши основные задачи — оперативно решать на уровне местных администраций вопросы и проблемы семей участников СВО, от детского сада для ребятишек до обеспечения дровами. Спектр весьма широкий, но по большому счету достаточно простой для решения, главное — всегда быть на связи с людьми.
В этом направлении мы выстроили работу, создав региональный штаб Комитета семей воинов Отечества. Его возглавляет Наталия Курина. Сейчас это слаженная команда женщин, каждая из которых так или иначе лично столкнулась с СВО, это родные участников СВО, которые исполнили свой долг до конца, родные и близкие выполняющих там задачи ребят. По-матерински заботливо они поддерживают вернувшихся, раненых, запускают уникальные проекты, создают группы взаимопомощи, поддерживая друг друга. Это огромный пласт нелегкой, психологически тонкой работы, требующей глубокого погружения, отдачи всех сил.
Еще одна задача министерства — содействие волонтерам, общественным движениям, работающим в направлении поддержки участников СВО. Это та самая новая активная общественность, которая до СВО никак себя в общественном плане не проявляла. Пример — масштабная и эффективная работа волонтерского движения «Армия добра» в городе Бердске, которую возглавляет Марина Щербенева, председатель Бердской городской Общественной палаты. Лидер движения ZOV54 Инесса Дергунова в короткие сроки смогла организовать эффективную региональную деятельность по сбору необходимых нашим бойцам вещей, оборудования, гуманитарной помощи. В Барабинске организация «Своих не бросаем» и инициативные жители организовали широкомасштабное производство защитных сетей, систему формирования и доставки гуманитарной помощи бойцам.
Есть хорошие примеры совместной работы власти и общественников: увидев активность населения, власть отреагировала на запрос и позволила этой активности максимально реализоваться.
Например, мы много общались с активистами по различным вопросам, в частности, по плетению сетей и изготовлению иной продукции, поняли, чего не хватает, вынесли вопрос на обсуждение штаба. Получили поддержку со стороны губернатора, после чего родилось решение осуществить централизованную закупку материалов, необходимых для плетения сетей. Теперь задача эта из разовой акции превратить в системное действие.