4 марта 1935 года вышел в свет первый номер районной газеты «Знамя коммунизма» — ныне «Искитимской газеты». Свое название она сменила на переломе двух эпох: уходящего времени строительства коммунизма и зарождающейся демократии. О том, как это было рассказали бывшие тогда редакторами Ирина Порох и Василий Горбатовский.
Первое воспоминание: было сложно, но вместе с тем безумно интересно. Тогда рождалась так называемая свобода слова, тогда были яркие неординарные журналисты и огромное число проблем, с которыми справлялись благодаря собственной находчивости и поддержке читателей.
Как коллектив хотел «завалить» выпуск номера
В период уже начавшейся перестройки, в 1988 году, в редакцию «Искитимской газеты» пришла работать Ирина Порох (тогда еще Гундарева). Сейчас она не скрывает, что это назначение было лишь ступенькой к новой должности — секретаря горкома партии.
Первое появление в редакции произошло как раз накануне Великого Октября. Коллектив тогда был большим, творческим, профессиональным. Но существовала одна проблема — к обеду все уже были, мягко говоря, не трезвы. В период борьбы с алкоголизмом, творческая интеллигенция местной газеты не стеснялась злоупотреблять на рабочем месте, маскируя горячительное под чайнички, стоявшие чуть ли не на каждом столе. О проблемах с дисциплиной говорил и другой факт.
— Помню, открываю сейф в кабинете редактора, а он пуст. Только какая-то бумажка со следами от донышек стаканов, — вспоминает Ирина Владимировна. — Даже печати не было, ее потом долго искали.
Недовольный появлением «горкомовской» ставленницы коллектив, в котором имелись свои претенденты на пост редактора, попытался «завалить» сдачу праздничного номера. Ирине Владимировне пришлось буквально за ночь самой делать всю газету. И такую проверку на прочность она прошла с честью. Кто-то в коллективе это принял, как и новые правила работы, а остальные очень быстро уволились.
Газета начала меняться буквально на глазах: появились новые интересные темы, которые предлагали журналисты Александр Козаченко, Евгений Баздуков, Владимир Андрейченко, Светлана Захарова, Юрий Боргерт. Была предоставлена возможность заявить о себе поэтам города и района, предлагались к обсуждению проблемы территории.
Однако первое назначение на пост редактора продлилось недолго. Уже через 9 месяцев Ирину Гундареву перевели в горком. Срок своеобразной «беременности»: чтобы понять, вникнуть и выдать результат. И в дальнейшем именно эта практика пригодилась.
Еще и голос…
На базе издания работала радиостудия «Импульс». В штате состояли сотрудники городского радио.
Проводное радио в Искитиме появилось еще в 50-е годы. В то время ставка корреспондента-радиоорганизатора была в штате редакции районной газеты. Выпуски информационного содержания выходили два раза в неделю всего по 10 минут.
В редакции тогда еще «Знамени коммунизма» в 1990 году работали руководитель радио Николай Каленников и его дочь, журналист Лариса Каленникова. Именно тогда, работая в штате редакции, она познакомилась с молодым журналистом Юрием Ермаковым. В дальнейшем они создали дружную семью.

В начале 90-х отдел радиовещания был выделен в самостоятельное предприятие. Современные технические возможности позволили не только ускорить процесс записи, но и сделать ее более качественной. Но в 2013 году вышел последний новостной выпуск радиокомпании «Импульс».
Прощай, «Знамя коммунизма»
На смену Ирине Гундаревой в 1989 году пришел молодой талантливый Василий Горбатовский, работавший ранее заместителем редактора. Именно ему пришлось руководить коллективом, вдохнувшим дух свободы, а также менять название газеты.
Газета продолжала меняться, как и отраженная в ней действительность. Гласность! Появились сводки происшествий, о которых раньше предпочитали молчать. А уж чего стоит заметка про конкурс «Мисс Искитим-89», которой в том году стала Наталья Шатилова. О таком раньше не просто молчали — такого не было!
К тому же коммунизм так и не был построен, поэтому название «Знамя коммунизма» казалось абсолютно не отражающим дух времени. В конце 1989 года об этом задумались, причем, в первую очередь, читатели. Председатель совета ветеранов А. Левин в статье «Не пора ли изменить название» в номере от 15 декабря 1989 года прямо писал: «О каком «Знамени», да еще «Коммунизма» можно сейчас говорить? Ведь уже давно в обиходе между собой мы отказались от этих пустых, парадно-торжественных фраз, а свою газету именуем просто «Знаменка».
В редакции задумались над новым наименованием, и решили объявить конкурс. Тогда тираж газеты превышал 22 тысяч экземпляров. То есть в городе и районе ее получала практически каждая семья. Связь с редакцией была очень прочной, и в адрес «Знамени коммунизма» пошли письма с предложениями.
«Знаменкой» издание так и не стало. Самым популярным названием оказалось «Искитимская газета». И это не удивительно, ведь к тому моменту — к 1990-му году — в городе и районе не существовало других изданий. Лишь время показало, насколько такое имя непредсказуемо. До сих пор часто на представление журналистов, мол, я из «Искитимской газеты», следует вопрос: «А из какой?», ведь в дальнейшем в городе выходили до шести изданий.

Тем не менее, именно «Искитимская газета» стало новым названием издания. И последовал следующий конкурс — на лучший логотип. А уж коллектив во главе с Василием Григорьевичем выбирал, какой из трех поступивших вариантов лучшее.
Стоит сказать, что уже сам конкурс был событием революционным. Жители города и района почувствовали веяние такого популярного в то время заявления о свободе слова и тут же откликнулись.
27 декабря 1990 года решением совместной сессии городского и районного Советов депутатов название было изменено. 1 января 1991 года вышел первый номер «Искитимской газеты». Но самое удивительное, что одновременно с этим вышел первый номер газеты «Знамя коммунизма».
Подшивка, которой быть не должно (лирическое отступление)
Это удивительное чувство, когда держишь в руках подшивку, которой просто не должно было быть. «Знамя коммунизма» переименована и с 1991 года выходит под названием «Искитимская газета». Но вот она — подшивка «Знамени коммунизма» за этот же период!
А появилась она с легкой руки бывшего редактора Ирины Гундаревой. Перейдя на работу в горком партии, она задумалась над выпуском новой газеты, которая стала бы органом горкома. «Знамя коммунизма» уже стала «Искитимской газетой». Тогда и появилась идея новое издание назвать старым, привычным уже именем.

В этот же год изменился и внешний вид газет. Появились новые технологии печати, поэтому вместо серых страниц с растекающимся шрифтом появились цвет, четкость, особенно в фотографиях, и новые визуальные возможности.
Редакция нового «Знамени коммунизма» располагалась в здании горкома на перекрестке Советской и Комсомольской (здесь до переезда был ЗАГС). Сюда пришли новые кадры, ранее не работавшие в прессе: Людмила Рябоконь, Нелли Батенева, Сергей Порох и другие. В штате было даже два фотографа.
Проблемы у нового «Знамени коммунизма» начались после августовского путча, когда уже окончательно стало понятно, что коммунизма больше не будет. Здание горкома отдали Дому пионеров, а редакции пришлось переезжать и менять название на «Земляки». Уже к сентябрю 1991 года «Знамя коммунизма» исчезло.
Новое назначение
Газета «Земляки» просуществовала недолго — в тяжелое перестроечное время не оказалось средств на выпуск. А вот «Искитимская газета» осталась.
Когда во главе администрации города встал Виктор Фисюков, он предложил Ирине Порох (тогда она печаталась под девичьей фамилией — Карпова) вернуться в уже «Искитимскую газету».
Василий Горбатовский вспоминает, что к этому моменту успел изрядно потрепать нервы местным чиновникам.
— Мы освещали самые острые проблемы города, — рассказал Василий Григорьевич. — Например, обрушение крыши в одном из корпусов больницы сразу после ремонта. Тогда еще во главе города стоял Виктор Балдаков. Мой заместитель Александр Козаченко написал об инциденте. Вызвали, как говорят, «на ковер», но вины я своей не чувствовал, ведь что есть, то есть. И таких случаев было немало. Так что уже в начале 90-х почувствовал, что меня начали, как говорится, ущемлять, запретили трогать определенные темы, снизилась зарплата, как у меня, так и у коллектива. А тут еще поступило предложение о смене работы. Так что я даже не думал — ушел.
Стоит еще сказать, что редакция в то время потеряла двух талантливых журналистов. Александр Козаченко создал свою газету «Конкурент», куда позже перешел работать Юрий Боргерт. Только за 1991 год значительно снизился и тираж: с 18 до 9 тысяч экземпляров: почта подняла расценки, а денег на подписку у искитимцев не было, да и новое название, безусловно, сыграло свою роль.
В 1992 году на смену Василию Григорьевичу пришла Ирина Карпова (позже — Порох) с уже наработанным большим опытом, частью слаженного коллектива и пониманием, что же нужно успешной газете.

Заместителем редактора стала Нина Остроголова, она возглавила редакцию чуть позже — в 1997 году. В коллективе тогда работали талантливые искитимцы: Игорь Рябчиков, Дмитрий Кривякин, Евгений Баздуков, Людмила Рябоконь, Константин Мишенин, Наталья Филимонова и другие.
Газета изменилась, стала интересной и всегда неожиданной. Тираж чуть вырос, но незначительно — до 9,5 тысячи экземпляров.
Но слишком быстро пришло понимание, что должность редактора — это не столько творческая, сколь хозяйственная работа. Навалилась необходимость ремонта старого здания, проблемы с отоплением и другие. В частности, необходимость кормить коллектив. Если одно время деньги были, но ощущался дефицит необходимых материалов, в первую очередь, бумаги, то потом и денег не стало. Помогали предприятия: бартером брали макароны, сыр, творог, проездные билеты для сотрудников. Отдавали так же, чем могли.
В августе 1994 года Ирина Карпова перешла на другую работу — руководителем сферы образования Искитимского района. А газету возглавил Сергей Варнаков.
Ранее мы писали: