Новости

Индустриальный: завода нет, микрорайон остался

История Индустриального микрорайона началась вместе со строительством в Искитиме литейно-механического завода. А было это еще в начале 60-х годов прошлого века.

О вехах истории крупного машиностроительного предприятия в Искитиме подробно рассказал его бывший директор Василий Моренко в книге «Преступление без наказания». Здесь же он описывает строительство Индустриального микрорайона. Эта книга стала основой для статьи об истории Индустриального микрорайона.

В 60-х годах прошлого века Индустриальный микрорайон уже был жилым — здесь размещались частные дома деревни Койново и корпус нового завода железобетонных изделий — ЖБИ-5.

Василий Моренко пишет: «До сих пор непонятно, по каким соображениям завод был размещен на застроенной частным жильем чрезвычайно неудобной площадке, зажатой с юго-западной стороны железной дорогой, с юго-востока поймой реки Койниха, а с других – частным сектором бывшей деревни Койново, улицы и огороды которой в дождливую погоду превращались в липкое болото, передвигаться по которому можно было лишь на грузовых машинах или в резиновых сапогах».

Перед заводом ставилась серьезная задача выпуска высокотехнологических полуавтоматов, необходимых в промышленности. Искитим считался городом цементников, специалистов машиностроения здесь не было. Поэтому вместе со строительством первого корпуса завода началось жилищное строительство. Нужны были квартиры, куда могли бы заехать инженеры и квалифицированные рабочие.

В 1961 году 545-ый завод, как тогда назывался машиностроительный, выпустил образец первой продукции. И в этом же году была закончена отделка первого 12-квартирного жилого дома № 1 (нынешний дом № 23) микрорайона «А». Именно так вплоть до 1968 года назывался Индустриальный микрорайон. 

Первыми жителями благоустроенного дома стали семьи Тырышкина А.Д., Биттибаева С.М., Горбенко Г.В., Андреева В.А., Ершова В.Н., Самойлова В.Н., Марейчева Г.Г., Ефремова А.С.

По воспоминаниям Василия Моренко, рядом с этим домом еще длительное время сохранялся частный дом главы одной из будущих заводских династий – Чуль Андрея Яковлевича.

В 1962 году завод освоил  уже 11 наименований изделий, в это же время построены корпус №1 завода, котельная с угольной эстакадой, гараж и склад. Завод уже отвоевывал территорию деревни Койново.

Рядом с первой двухэтажкой, в этот же период строилась другая — дом №2. Его нумерация осталась такой и до сегодняшнего времени. Уже в 1963 году появились сразу два дома, которые решено было строить большей этажности: трехэтажка дом № 21 и четырехэтажка — дом №22. Они строились из кирпича, к тому времени панельное строительство только начиналось.  Завод ЖБИ-5 тогда уже работал активно, поставляя плиты перекрытия, в том числе в Новосибирск, а вот стеновые панели пока только были в проекте. Зато у кирпичных домов уже были железобетонные плиты перекрытий.

Через весь микрорайон — на демонстрацию

В 1965 году на заводе 545 завершились строительные работы первой очереди предприятия. Чтобы выполнить их, жилищное строительство решено было приостановить. Поэтому первая пятиэтажка — дом № 20, сдача которой в эксплуатацию намечалась на 1964 год, была введена только в 1965-м. Здесь уже были 64 квартиры.

В 1966 году 545-ый завод  был переименован в искитимский машиностроительный.

Стоит сказать, что в это же время в ГПТУ 23, открылся филиал, где готовили токарей и фрезеровщиков для нужд завода. В 1967 году он был переименован в ПТУ-44 и разместился на втором этаже третьего корпуса завода. Но кадров не хватало, необходимо было решать жилищный вопрос и строить необходимую инфраструктуру для привлечения специалистов со стороны и закрепления их на предприятии. Поэтому ежегодно вводились в эксплуатацию жилые дома, теперь они уже строились из железобетонных панелей. В 1966 — сдан 60-квартирный дом № 19, а далее — №№18, 17, 16, 15. В 1970-м году сдан в строй детский сад «Солнышко».

Завод работал. Со 100 наименований продукции, выпускаемой в 1964 году, он делал до 444 наименований — в 1970-м. Активно работал и ЖБИ-5. Встала проблема вывоза продукции. Хотелось, чтобы был выход на трассу где-нибудь рядом с заводами, а не через весь Искитим.

Это было возможно, но через реку Койниха в конце 60-х годов был проложен старый мостик, который просто не выдержал бы нагрузки. В конце 60-х годов руководством Искитима было принято решение о строительстве нового железобетонного моста.

Вот что писала газета «Знамя коммунизма» в 1969 году: «Невелика речка Койниха, но своенравна. Летом она пересыхает, а в весенние разливы становится буйной, опасной. В такие дни река разделяет город надвое. На старом мосту замирает движение. Старый мост не выдерживал напора воды, проезд по нему становился опасным.

Теперь этого не произойдет. Оба берега реки соединили прочные железобетонные пролеты нового моста. Река пока спит. Проснувшись, она ударится о мощную грудь железа и бетона, на которой смонтированы пролеты. И поймет река, кончилась ее власть»…

Мост планировалось ввести в 1970-и году, но мостостроители решили провести все работы в самые кратчайшие сроки. В начале весны 1969 года мост был сдан в эксплуатацию.

1969 год запомнился еще и строительством детского лагеря «Солнечная поляна», возведением ограждения вокруг производственной площадки завода и   части сооружений будущего стадиона «Юбилейный».

Линейка в пионерском лагере «Солнечная поляна»

За пять лет с 1972 года были построены дома №№ 14, 25, 9, 11 и 14,  всего — 468 квартир. В начале 70-х годов в микрорайоне началась большая работа по озеленению и благоустройству. В 1973 году  СПТУ-44, размещавшееся на территории завода, переехало в новое помещение. Сейчас здесь разместился искитимский медицинский техникум.

Развивалась и социальная инфраструктура. Была построена школа № 3. В 1979 году был сдан в строй уникальный для Искитима детский садик «Дельфинчик» с первым в городе плавательным бассейном.

Быстро растущие потребности в продукции завода требовали привлечения на завод всё новых и новых специалистов, молодых образованных рабочих и инженеров. Чтобы увеличить привлекательность предприятия, принято решение  в составе строящегося за счет завода общежития, возвести  культурно-спортивный комплекс «Молодость» с залом на 550 мест, спортзалом, комнатами для кружковой работы.

Строится КСК «Молодость»

Строительство КСК «Молодость» было объявлено комсомольско-молодежной стройкой ИМЗ. В 1986 году он был введен в строй. Как пишет Василий Моренко: За такую самодеятельность я получил выговор».

С середины 80-х годов в Индустриальном микрорайоне начали строиться новые 9-этажные дома улучшенной планировки. Они возводились вплоть до середины 90-х годов, перейдя даже через улицу Юбилейную и разместившись сразу за путепроводом, практически в центре Искитима.

В годы перестройки развитие микрорайона остановилось. Встал, а затем и закрылся машиностроительный завод, сейчас символом былого величия остался полуразрушенный корпус, где когда-то располагались линии по производству высокотехнологической продукции. Строительство жилья возобновилось в новом веке, меняя облик любимого многими микрорайона.

Наталья Кривякина, фото из книги Василия Моренко «Преступление без наказания»

Ранее мы писали:

Редакция

Последние новости

Нужны ли окопные свечи на СВО рассказал боец из Новосибирска

Боец с позывным «Дюк» рассказал, как окопные свечи, которые горят очень долго, помогают бойцам «за…

02.05.2024

График выплат пенсий и пособий в Новосибирской области в мае

В связи с большими выходными и праздничными днями некоторые изменения внесены в график выплат пенсий…

02.05.2024

Дачный автобус и автомобиль столкнулись под Искитимом

1 мая в садовом обществе "Зеленый бор" произошло столкновение автомобиля и автобуса, который следовал из…

02.05.2024

Задерживают влагу на полях Искитимского района

Сейчас главная забота аграриев - сохранить влагу в земле, задержать ее как можно больше до…

02.05.2024

Лучшие люди труда Искитима занесены на Доску Почета

О мире, труде и весне говорили 1 мая в Искитиме. В парке культуры и отдыха…

02.05.2024

Привлекать к ответственности нерадивых автовладельцев будут в Линево

На совещании в администрации Линево со старшими домов жители еще раз подняли вопрос о парковке…

02.05.2024