Искитимский район

Почему не все то эко, что эко названо?

Кратко

В 1986 году эколог Джей Вестервельд впервые увидел табличку «Спасите нашу планету» с просьбой использовать полотенца дважды в отеле на Самоа и сначала был приятно удивлен, что отель заботится об экологичности. Но, поговорив с сотрудниками, узнал, что экологичным подходом прикрывают […]

В 1986 году эколог Джей Вестервельд впервые увидел табличку «Спасите нашу планету» с просьбой использовать полотенца дважды в отеле на Самоа и сначала был приятно удивлен, что отель заботится об экологичности. Но, поговорив с сотрудниками, узнал, что экологичным подходом прикрывают поломку прачечной, а такой табличкой стараются снизить издержки за стирку в другой компании.

Так появился термин гринвошинг. Вестервальд в одном из интервью объяснял, что слово «зеленый» обрело популярность благодаря «Партии зеленых» в Германии, члены которой боролись против уничтожения лесов, предлагая реставрировать старые здания, а не строить новые.

Сегодня экологичность — это вопрос имиджа каждой крупной компании. И любой скандал, попадающий под определение «гринвошинг», бьет по репутации довольно серьезно.

Почему выдавать себя за зеленую компанию выгоднее, чем быть по-настоящему зеленой?

Есть несколько причин, почему гринвошингом быть проще и выгоднее. Если помните определение гринвошинга, так называют поведение компаний, которые объявляют свой продукт экологичным без оснований. Так вот, до сих пор представители большинства зеленых компаний не смогли предоставить ни одного экологического сертификата, выданного независимым сертифицирующим органом. Вместо них присылали сертификаты соответствия, которые не имеют никакого отношения к экологичности. Это принципиально разные вещи.

Впрочем, в этом нет ничего необычного. Такое случается сплошь и рядом, поскольку в России никто не контролирует использование приставки эко-. Достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы в этом убедиться. И мы бы могла просто пройти мимо, если бы случайно не обнаружили экомаркировку «Голубой ангел» на продукции, состав которой просто не может позволить ей быть экологичной.

Если немного поразмыслить, выходит, что выгода мимикрии под зеленую компанию финансово выгодна. Только представьте, сколько средств компании придется потратить, чтобы закупать только натуральное сырье высокого качества, проводить исследования и искать компоненты, которые наиболее эффективно будут работать в рамках одного средства. И даже после получения идеального на вгляд производителя продукта, велик риск начать работу сначала, если сертифицирующая компания признает продукт неэкологичным. Напечатать на упаковке поддельный экосертификат в сотни раз проще. И выгоднее.

Доверять или проверять?

Прислушавшись к интуиции, мы решили проверить правомерность использования маркировки. Поскольку «Голубой ангел» входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN), как и наш «Листок жизни», мы очень быстро получили подтверждение, что отобранные для проверки компании не сертифицированы по стандарту «Голубого ангела», а значит использует маркировку незаконно.

Одновременно с этим в нашем распоряжении оказался скриншот ответа от представителя компании распространителю, который по нашей просьбе сделал запрос по поводу маркировки. Как следует из этого ответа, сертификат «Голубой ангел» есть у компании, которая делает упаковочный материал. Правда это или нет — мы не знаем, но даже если правда, даже если производитель упаковки сертифицирован по стандарту «Голубой ангел», это не даёт компаниям права размещать экомаркировку на упаковке.

Что же получается? А получается, что далеко не одна компания вводит потребителя в заблуждение, размещая маркировку «Голубого ангела» на упаковке, поскольку позволяет предположить, что сертифицирована сама продукция, а не упаковка.

Мы обратилась за комментарием к Экологическому союзу — сертифицирующему органу, которому принадлежит экомаркировка «Листок жизни»:

«Экомаркировка I типа («Голубой ангел», «Листок жизни», «Северный лебедь» и другие) подразумевает проверку продуктов на базе анализа жизненного цикла: сырьё, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация. Компания имеет право наносить экомаркировку на упаковку своего товара только после успешного прохождения комплексной проверки — сертификации, выдачи сертификата и разрешения на применение знака.

Экологический союз сообщил о факте неправомерного использования экомаркировки в немецкий орган по сертификации, в отношении компании будут приняты меры.

По-настоящему экологичные бренды

Чтобы не быть голословным, перечисляя экобренды, за основу возьмем рейтинг Форбс «самых экологичных компаний России» от 26 февраля 2021 года и Just 100, отражающий компании США с лучшими ESG-практиками (environmental, social and governance).

  • Сбербанк

Сами себя они называют «Безбумажный банк». За последние годы благодаря цифровизации банк сократил на 596 млн использование бумаги в бизнес-процессах в 2019 по отношению к 2018, а также количество бумажных документов, поступающих на хранение в архивы. И сэкономил на этом 157 млн рублей. =)

А еще внедрил разборный сбор отходов.

  • Яндекс

24 место занял Яндекс. Для упаковки используют вторичное сырье пульпекартон и стимулируют клиентов сдавать на утилизацию полиэтиленовые пакеты. В основе компании лежат решения автоматизации и улучшения качества жизни, в том числе по оптимизации маршрутов путем сокращения пробега автотранспорта.

Кроме этого, в рейтинге можно встретить «Макдональдс» и даже «Балтику«. Тут только остается пожелать, чтобы у этих и других компаний получилось реализовать свои цели.

Американский же рейтинг возглавили Dell, IBM и Mastercard. В общем-то, понятно, это IT-компании, что им сильно загрязнять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *